Выпуск № 53 (128) 2021

Богатырева И.Б. Индивидуально-дифференцированный подход к детям разной дви-гательной активности в процессе игровой деятельности

Основным документом регламентирующем деятельность ДОУ является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО, который нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка.
Одним из условий реализации стандарта является индивидуализация педагогического процесса. Об индивидуализации говориться во всех разделах стандарта:
- общих положениях
- требованиях к структуре ОП
- требованиях к условиям реализации ООП
Так в п. 1.6 (задачи стандарта) –создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
п.3.2.1– использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п.3.2.3– индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п.3.2.5– построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка.
На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.
Что такое индивидуальный и дифференцированный подход? В чем их отличие?
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения, или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.
Для реализации индивидуального и дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:
1.   Состояние здоровья (уровень функционирования систем организма, отсутствие или наличие заболевания, способность к адаптации, высокая трудоспособность).
2.   Уровень физической подготовленности (характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств).
3.   Уровень двигательной активности (под которым понимаем объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.)
Установление нескольких таких групп (2, 3) даёт возможность педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгруппы. А это, в свою очередь, позволит более эффективно решать задачи развивающего обучения каждого дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.
Одним из основных показателей при реализации индивидуально дифференцированного подхода в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками является двигательная активность.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
В последнее время педагоги с большим опытом работы все чаще сетуют на то, что раньше дети были совсем другими. Если в группах из 25 детей только одного-двух необходимо было удерживать в сфере постоянного внимания из-за непредсказуемости поведения, то сейчас таких не меньше трети, а в специализированных группах (ТНР, ЗПР) – каждый второй.
Поэтому, особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей.
Двигательная активность детей оценивается по следующим показателям: объем в условных шагах, продолжительность и интенсивность. Обследование проводится в начале и конце учебного года с использованием шагомера. Шагомер вкладывается в специальный мешочек и крепится на поясе. В этот день не стоит стимулировать активность ребенка – лучше предоставить ему полную свободу деятельности, создав необходимые условия.
Если же нет шагомера, педагог может достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности и на занятиях. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо при обычном наблюдении.
Дети большой подвижности всегда заметны. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки. Избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве двигательной активностью этих детей достаточно создавать необходимые условия (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование).
Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями.
Отклонения в двигательной активности, требующие коррекции:
·          Малая подвижность – отсутствие интереса к двигательной активности, низкие показатели локомоций (движений);
·          Высокая подвижность, с высокой интенсивностью движений- только при условии, что движения бесцельны или слабоуправляемы (наталкиваются на предметы), не любят заниматься спокойными видами деятельности (рисование, конструирование);
·          Недостаточная продолжительность движений в течении дня – ниже 50% бодрствования;
·          Однообразие или трафаретность движений – состав движений беден, полное отсутствие некоторых движений в самостоятельной деятельности;
·          Бесцельность движений – ребенок бегает шалит, не может выбрать сюжет для игры; не использует физкультурные пособия; не умеет переключаться на спокойные игры.
·          Частые периоды бездеятельности – ребенок сидит, ничего не делая, на лице грусть, безразличие, не может себя занять.
·          Отсутствие творчества в двигательной деятельности – не умеет комбинировать движения, переносить знакомые движения в игры, однообразно использует физкультурные пособия.
Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность ребенка - плохой признак. Ее причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима.
Лучший метод руководства - увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Создавая условия для игры с движениями, стараемся вызвать у детей желание играть двигаясь. Предпочтение отдаем простым, активным движениям, в которых не требуются точность.
Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь говорит нам Рунова М. А. не запрещать, а регулировать. Руководя двигательной активностью детей, мы не ограничиваем их подвижность, а стараемся сосредоточить их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности.
В ходе наблюдений мы выделили систему педагогических мер, способствующих удовлетворению потребности в движении детей с различными исходными уровнями двигательной активности.
Система мер, направленных на упорядочение двигательной деятельности детей с высоким уровнем двигательной активности:
•       использование подвижных игр, требующих соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал;
•       игры и упражнения на развитие грации и пластики движений;
•       коррекционные игры, влияющие на регуляцию процессов возбуждения в коре головного мозга;
•       объединение в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставление им одного предмета на двоих;
•       индивидуальное усложнение заданий, внесение в п/ игру познавательных и логических заданий;
•       использование этюдов психогимнастики направленных на расслабление отдельных групп мышц и нормализации психического тонуса ребенка, с помощью специальной музыки, релаксации в сочетании с естественными родными звуками;
•       использование метода принудительного- облегчающего упражнения, побуждающего детей с помощью оборудования или ориентиров выполнить действие с заданными параметрами;
•       увеличение количества повторов игровых действий в общей игре.
Система мер, направленных на активизацию двигательной деятельности детей с низким уровнем двигательной активности:
•       индивидуальные упражнения в различных видах двигательной активности в форме игровых упражнений в малых подгруппах, включающих детей с равным уровнем двигательной активности;
•       эмоциональная поддержка инициативности детей в отборе п/игр для самостоятельной двигательной активности;
•       

подключение к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности;
•       объединение в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставление им одного предмета на двоих;
•       индивидуальное обучение ребенка правилам новой подвижной игры, которая будет разучиваться с остальными детьми позже, с тем, чтобы малоподвижный ребенок мог исполнить роль ведущего;
•       внесение стимулирующих проявление двигательной активности спортивных игровых атрибутов;
•       использование игр и упражнений на развитие ловкости и быстроты движений.
Основное назначение подвижных игр в работе с детьми с высоким уровнем двигательной активности - создание условий для чередования подвижной деятельности с отдыхом, предупреждение и снятие двигательного беспокойства, формирование умения точно выполнять задания взрослого, развитие слухового и зрительного внимания.
С такими детьми мы организовывали подвижные игры и упражнения, требующие соблюдение игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал: «Сова», «Тише едешь – дальше будешь», «Скучно, скучно так сидеть» и др.
Использование коррекционных игр и упражнений «Шалтай – балтай», «Тряпичная кукла», способствовали регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга, помогали успокоить и расслабить ребенка.
Особое место занимали игры, которые развивали координацию движений, чувство равновесия, грацию и пластичность движений: «Балансир», «Плетень», «Воздушный шар», «Эстафета в обруче».
Игра с изменением характера двигательной деятельности отдельных игроков «Стань первым», где все участники идут в колонне по одному, а «шустрик» по команде взрослого должен обогнать всю колонну и возглавить движение, развивала умение слышать и слушать педагога, реагировать на сигнал.

Другая группа «особых» воспитанников – это дети с низким уровнем двигательной активности. При взаимодействии с этими детьми старались оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр для самостоятельной двигательной активности.


С этими детьми организовывали игры и упражнения на развитие ловкости и быстроты движений: «Ладошки», «Юла», «Обматалочки», «Ноги от земли», «Удочка» и т.д.
Для поддержания интереса детей к двигательной деятельности, вносили спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь в игры ребят: прыгалки, ракетки, мячи и т.д.
Объединение детей разной подвижности в совместной парной игре (в данном случае ползание на четвереньках в парах), помогло малоподвижным детям активизировать двигательную деятельность, а гиперактивным ребятам ее упорядочить.

Анализируя работу по оптимизации двигательной активности детей можно сделать следующие выводы:
·           
Возрос интерес детей к разным видам упражнений

·           Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
·           Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
·           Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.
·           Педагоги овладели и используют специальные (опосредованные) методы активизации движений детей.
·           Физкультурные уголки групп пополнились спортивным оборудованием.
Список литературы:
1.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
2.       Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003г. №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
3.       Клевцова И.С., Сундукова А.К. «Медико-педагогическое обеспечение физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях». Сборник нормативно-методических документов по дошкольному воспитанию. – Ростов-на-Дону, 2001.
4.       М.А.Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду». – М.:Мозаика – Синтез,2002г.
5.       Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М., 1997г.
6.       Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждения: проблемы и пути оптимизации Материалы Всероссийского совещания - М.:Издательство ГНОМ и Д. 2001.-320с.