2023 2022
2 (220) 2023

Галынина Ю.Н., Смольянова С.А. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СКАЗКИ - ОСНОВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Цель: Развитие всех компонентов устной речи у детей, формирование творческой речевой деятельности.

Задачи:

- Закреплять умение отгадывать загадки по знакомым детям сказкам

- Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии

- Расширять знания детей о сказках разных народов

- Упражнять детей в словообразовании и словоизменении

- Побуждать детей пробовать себя в роли разных героев

- Развивать мимику, жесты, фантазию, умение сопереживать происходящему

-Развивать связную речь детей, воображение, мышление, умение рассуждать

- Воспитывать любовь к книгам, интерес к театрализации

Оборудование: Маски героев сказок, сундучок с загадками, карточки с заданиями, игрушечный телефон, дидактические игры «Угадай сказку по картинке», иллюстрационный материал, письмо, аудиозаписи по сюжету, музыкальная игра «Звери в лесу», карточки с заданиями.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, это путешествие в страну сказок. Вы любите сказки? А какие сказки Вы знаете? Каких героев сказок Вы знаете? Какие молодцы, как много, Вы знаете! (Звучит звук «стук в дверь», за дверью лежит письмо). Ребята слышите, кто-то к нам постучался, нам прислали письмо, да не простое, а сказочное вот послушайте

«Здравствуйте ребята, в нашем сказочном царстве случилась беда, дети совсем забыли про сказочных героев, и уже не читают книжки, мы все перепутали и не знаем конец своей сказки, Зайка плачет возле лубяной избушки, курочка Ряба снесла яичко, а оно разбилось, Бабка спекла колобка, а он убежал от неё, дед никак не может вытащить репку в огороде, семеро козлят забыли песенку мамы Козы, помогите нам, пожалуйста.

(Сказочные герои)

Воспитатель: Ну что ребята, не простая задача нам предстоит, как Вы думаете, мы справимся? А как же нам помочь сказочным героям? (Звучит телефонный звонок, воспитатель берет трубку). Ребята мне только, что позвонил «Кот в сапогах» представляете, он подготовил нам карту заданий, выполнив которые мы поможем сказочным героям. Карту эту спрятали у нас центре Библиотека «Сундучок сказок», в одной из наших книг, а вот в какой нам загадали в загадке, готовы послушать?

«Чашки три и три постели. Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь, в самом деле, проживает ровно три.

Как увидишь, сразу ясно: В гости к ним ходит опасно.

Убегай скорей, сестричка, Из окна лети, как птичка

Убежала! Молодец! Значит, сказке всей конец

По слогам читает Федя: Это сказка — (Три медведя).

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте посмотрим, какое задание спрятали для нас сказочные герои и сможем, ли мы справится с этим заданием! (Достаем карту с заданием)

Задание 1 (Воспитатель загадывает загадки)

- деревянный мальчик с длинным носом (Буратино);

- девочка с голубыми волосами (Мальвина);

- мужчина в полном расцвете сил, живет на крыше (Карлсон);

- костяная нога, нос в потолок, в ступе летает (Баба-Яга);

- круглый румяный персонаж, сделанный из теста и испечённый в печке (Колобок);

- волшебница, может исполнить любое желание. У неё в подчинении все морские обитатели (Золотая рыбка);

Воспитатель: Ребята Как одним словом сказать:

- если сказка написана автором? (авторская)

- если сказку в народе сложили? (народная)

- если сказку придумали на Руси? В Молдавии? В Китае? Японии? На Востоке? За рубежом?

(Русская, молдавская, китайская, японская, восточная, зарубежная.)

Физминутка В ГОСТИ В СКАЗКЕ

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Воспитатель: Ну что ребята давайте попробуем найти следующее задание, послушайте загадку

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился,

По дороге он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел. -

Как называется сказка, ответь? - Кто испек колобок? - Из чего его испекли? - От кого колобок убежал? - Кого он встретил в пути? - Какую песенку он пел всем зверятам? - Как лиса перехитрила колобка? Какие молодцы! Вот и следующее задание, нам необходимо отыскать сундучок сказок, но для этого мы должны пройти сказочный лес, а в лесу живут кто? (Звери, птицы), а лес какой (Сказочный), значит и мы должны превратиться с Вами в сказочных героев. (Детям раздают маски героев сказок). Звучит звук Леса, дети строятся друг за другом и идут по группе

Музыкальная игра «Звери в лесу»

Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и волшебный сказочный сундучок, давайте заглянем туда и посмотрим, чем мы можем помочь сказочным героям.

Задание:

Сделать театрализацию на сказку «Репка»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним сказку «Репка» и попробуем побыть немного актерами. А кто такие актёры? Кто посадил репку? (Дед), Что дед пытался сделать в огороде? Кого первого позвал на помощь? Кого позвала бабка? Кого позвала внучка?.. Что произошло в конце сказки? Ребята давайте распределим роли и попробуем сделать театрализованное представление по сказке «Репка».

Дети разыгрывают сказку. Снимают маски садятся на стулья

Воспитатель: Ребята в волшебном сундучке есть что-то ещё, тут еще одно задание

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»

Воспитатель: Нам необходимо выполнить последнее задание сказочных героев, и они будут спасены! Нужно доказать, что мы ребята детского сада «Звёздочка», группы кубики никогда не забываем читать сказки и знаем всё про них. Ну что попробуем? (Достает карточки и просит детей рассказать сказку по картинке)

Раздаётся телефонный звонок

Воспитатель: Нам позвонили сказочные герои, они благодарят Вас за помощь, и просят всегда читать сказки, любили и ценили книги, ведь именно они перемещают нас в мир фантазии и волшебства.

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Ребята, а что мы сегодня делали на занятии? Где мы были? Кому мы помогали? Что Вам больше всего понравилось? Что нового мы сегодня узнали?