Выпуск № 62 (137) 2021

Зернова Т.В., Ладыгина В.В., Репкина Ю.Б., Криветченко Е.С. Развитие связной речи старших дошкольников средствами персонализированной сказки

В современной теоретической и практической педагогике накоплен огромный исследовательский материал по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста. Одной из актуальных является поиск содержания, методов, приемов и средств для организации работы по развитию связной речи у дошкольников.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольный период детства. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи (Л.А. Венгер) [2].
Связная речь представляет собой результат общего развития речи, выступает показателем не только речевого, но и интеллектуального развития ребенка (Л.С. Выготский,
Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Вопросами психологической природы связной речи, ее становления и развития занимались многие ученые (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.).
С точки зрения В.П. Глухова, связная речь в широком смысле слова обозначает единицу речевой системы, составляющие части которой, представленные служебными и знаменательными слова, словосочетаниями, являются целостным образованием, характеризующимся организованностью, логичностью [3].
В настоящее время множество различных педагогических средств, способствующих развитию связной речи детей. Одним из таких средств выступает сказка, способствующая не только развитию связной речи детей, но и повышению мотивации, познавательного интереса, побуждению ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. В практике неисследованным является вопрос использования персонализированной сказки в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе для развития связной речи.
Сказка является повествовательным, обычно народно-поэтическим произведением о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил [4].
Однако существует такой вид сказок как персонализированные. Методика персонализированной сказкотерапии впервые была предложена в 1982 году
Ш.А. Амонашвили. Персонализированная сказка – это сказка, смысл которой заключается в том, чтобы рассказывать сказки, в которых сам ребенок является главным героем [1].
Сочинить сказку и представить себя ее героем является сложным процессом для дошкольников, поэтому нами разработан алгоритм сочинения персонализированной сказки ребенком (рис. 1). Педагог может использовать все пункты предложенного алгоритма или часть из них, которые подходят для сочинения определенной сказки.

Рис. 1. Алгоритм сочинения персонализированной сказки ребенком

Приведем пример составления ребенком персонализированной сказки с целью закрепления умения составлять сказку по серии сюжетных картинок (рис. 2)

Рис. 2. Серия сюжетных картинок для составления сказки «Трудятся все»


Воспитатель: Представь такую ситуацию: Наступила весна. Это время, когда очень много работы на участниках, дачах, огородах. Посмотри на картинки, расположит их в нужной последовательности и опиши, что на них ихображено (ребенок располагает в нужной последовательности, описывает изображенное на картиках).
Представь, что ты тоже участвуешь в той работе, что и дети.
1.        Про кого будет наша сказка? (Жил-был….)
Ребенок: «Про меня»
2.        Где живешь ты?
«Я живу в городе, но часто приезжаю помогать бабушке и дедушке на огороде»
3.        Какой ты герой?
«Я умный и любознательный, люблю трудиться»
4.        Что любишь делать ты?
«Я люблю сажать помидоры весной»
5.        Есть ли у тебя друг. Кто?
«У меня есть друзья: Миша, Наташа и Саша»
6.        Чем друзья помогают тебе?
«Они помогают мне поливать помидоры, подвязывать их»
7.        Однажды ты отправился путешествовать. Куда?
«В заморские страны, в тридевятое государстве, где много-много огородов».
8.        Для чего? Зачем?
«Чтобы помочь жителям спасти эти огороды. Они не знают, как нужно сажать, поливать. Я им расскажу!»
9.        У тебя был враг?
«Да, у меня был враг – придворный огродничий. Он ничего не делал и все огородах погибало! У него было никаких знаний. И он не хотел, чтобы я помогал»
10.    Как он тебе вредил?
«Он поливал много удобрения, и рассада погибала, ломал уже укоренившиеся помидоры»
11.    Твои друзья помогли тебе? Как?
«Да, они дали мне волшебную подзорную трубу и я видел, когда он портил все на огороде».
12.    Как был наказан враг?
«Он больше не был огородничим, его уводили».
13.    Чем все закончилось?
«Меня просили остаться там следить за их огородами, но и сказал, что не могу остаться навсегда. Я побуду с ними некоторое время и поделюсь своими знаниями и умениями. И они смогут сами за всем ухаживать».
Библиографический список
1.       Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. М., 2014. 40 с.
2.       Венгер Л.А. Вот и вышел человечек: ст., лекции для родителей, практ. советы / Л.А. Венгер; сост. А.Л. Венгер. М.: Карапуз, 2010. 254 с.
3.       Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012. 241 с.
4.       Литературный энциклопедический словарь // Под общ. ред. В.М. Кожевникова П.А. Николаева. М., 1996. 752 с.