Выпуск № 40 (115) 2021

Шиловская О.А. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности через дидактические игры

Аннотация: в статье рассматриваются основные возможности применения дидактических игр с целью реализации экономического воспитания дошкольников. Рассматриваются перспективы развития экономического воспитания, а также его положительное внимание на формирование личности ребенка.
Ключевые слова: дошкольники, экономическое воспитание, финансовая грамотность.
В настоящее время многие научные исследователи задаются вопросом о том, необходимо ли осуществлять знакомство ребенка с экономикой, со сложными понятиями и явлениями? При этом, возраст, рассматриваемый авторами, включает в себя дошкольников, в основном, старших. Так, возникает противоречие в том, не стоит ли подождать, когда ребенок подрастет и многое поймет самостоятельным образом?
Впервые о экономическое воспитание, куда также включается финансовая грамотность, в отношении дошкольников, было рассмотрено Яном Амосом Коменским, который рассматривается как родоначальник научной педагогике. Его труд назывался «Материнская школа», в котором он обозначает необходимость в том, чтобы давать детям «экономическое познание», понимание в том, как необходимо управлять домашним хозяйством. Так, выдвигалась идея о том, что детям необходимо иметь представления о том, какую одежду выбирать на праздники и будни, о необходимости ее перечь [3].
В рамках данного типа воспитания детям рассказывается о том, для чего необходимо наличие сундуков, шкафов, кладовых, замков и ключей. Дети должны узнавать суть жизненных вещей. Коменский уделяет особое внимание тому, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».
В рамках формирования позитивных установок к различным видам трудовой деятельности, закладывания основой экономической и финансовой грамотности ребенка в дошкольном возрасте происходит выработка навыков самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (например, на участке дошкольного образовательного учреждения), а также происходит складывание первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждой личности.
При проведении образовательной деятельности у ребенка реализуется воспитание ценностного отношения к реализации собственной трудовой деятельности, труду других людей, а также к его результатам. Стоит отметить, что дошкольник начинает знакомиться с достаточно трудными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями, например, товар, цена, труд и деньги, а также с понятиями этического спектра: щедрость, экономность и честность.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с различными профессиями, учатся воспринимать и ценит мир рукотворных вещей, как результатом трудовой деятельности людей; у них происходит формирование представлений относительно денежных отношений, например, купля-продажа, кредит, торговля. При этом, такое направление реализуется не только по отношению к России, но и к другим странам. Детьми осваивается взаимосвязь таких определений, как «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта вступает в прямую зависимость с его качеством [1].
В детях с помощью такого воспитания в дошкольном возрасте происходит формирование уважения ко всем людям, которые умеют трудиться и честно зарабатывают деньги; формируются фундаментальные качества экономической деятельности, для которых характерна экономность, рациональность, деловитость и трудолюбие.
В возрасте 5-6 лет происходит формирование произвольности поведения: с опорой на приобретенную ранее способность к осознанию собственных действий у ребенка. При этом, происходит возрастание способности ребенка к самоконтролю и волевой регуляции поведения.
Говоря о способности к осознанности волевой саморегуляции, стоит сказать о том, что она является одной из главных психологических предпосылок для того, чтобы дошкольник приобщался к сложной области человеческой деятельности и сферы общественной жизни, как экономика.
Другой предпосылкой для приобщения ребенка к сфере экономики принято рассматривать активное освоение детьми мира социальных явлений для того, чтобы у ребенка вырабатывалось собственное понимание и отношение к ним, формировалась ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности.
Третья предпосылка заключается в становлении и развитии способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции при учете не только своей точки зрения, но и другого человека [2].
Исходя из этого, в дошкольном возрасте возможно познакомить ребенка с миром экономики как с одной из важных сторон социальной жизни. При этом, экономическое воспитание имеет способность обогащения социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников. Помимо этого, экономическое воспитание оказывает содействие в нравственном развитии личности.
Главная задача взрослых заключается в том, чтобы объяснить детям, почему необходимо уважать труд и бережно относиться к его результатам. Помимо этого, необходимо раскрывать взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Основной формой воспитания детей в дошкольном возрасте является игра. Именно с ее помощью ребенок начинает осваивать и познавать мир. При этом, то обучение, которое осуществляется с помощью игры, является естественным для дошкольника.
Учение в рамках дидактической игры появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно являться наиболее интересным и занимательным, но никогда не развлекающим.
В качестве основного средства формирования основ экономической культуры принято рассматривать дидактические игры. Их главная особенность заключается в том, что задания для детей предлагаются в игровой форме. Они играют, не подозревая о том, что реализуется освоение знаний, они овладевают умениями и навыками, учатся культуре поведения и общения. Все дидактические игры также включают в себя воспитательное и нравственное содержание, что позволяет комплексно решать задачи пои формированию у детей в дошкольном возрасте фундамента экономических знаний.
С помощью дидактических игр происходит уточнение и закрепление представлений детей о мире экономических явлений, основных терминах, а также происходит приобретение новых экономических знаний, умений и навыков. При совершении большого количества действий, дошкольники начинают учиться применять их в различных условиях, с разными объектами, что повышает уровень прочности и осознанности при усвоении знаний.
Дидактические игры учат моделировать различные жизненные ситуации, например, операции, связанные с куплей-продажей, с производством и сбытом готовой продукции и т.д. При соединении учебно-игровой и реальной деятельности происходит наиболее эффективное усвоение сложных явлений экономической и финансовой грамотности [4].
Дошкольники усваивают знания с помощью игры при помощи усложнения интеллектуальных задач (заданий). Для такого усложнения характерен качественный характер; оно выдвигает требование в том, чтобы создавались ситуации проблемно-игрового, проблемно-практического и проблемно-познавательного характера, с помощью которых возможно обнаружение глубины понимания детьми тех или иных понятий экономики.
При постепенном усложнении игровых задач возможно обеспечить поддержание деятельности ребенка в «зоне ближайшего развития». При овладении экономическими знаниями в привлекательной для ребенка форме происходит позитивное усвоение и обеспечивается процесс его качества. При организации дидактической игры происходит установление адекватной возрасту ситуации общения. Для речевого общения присуща форма диалога. Так, педагогом формулируются вопросы, обладающие конкретностью и экономической грамотностью, в связи с чем дети учатся ясно высказать свои предположения. Это обеспечивает развитие объяснительной речи и речи-доказательства.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся во время свободной деятельности по желанию детей. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д. Например такие как: «Груша – яблоко», «Кто кем работает», «Разложите товар», «Умелые руки», «Не ошибитесь», «Что важнее», «Мы – художники», «Школа банкиров», «Магазин» и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры – это одно из наиболее эффективных средств формирования фундамента экономической культуры у детей в дошкольном возрасте.
Список использованной литературы
1.       Аменд, А. Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания / А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С.55.
2.       Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями / Л. М. Аношина // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С.103.
3.       Белокашина, С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки / С. В. Белокашина // Дошкольная педагогика. – 2009. – №7. – С.8.
4.        Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Высшая школа, 2007. – 48 с.