Выпуск № 65 (140) 2021

Друзякина Е.В. Семинар «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальность
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально. В первую очередь потому, что ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Как известно, уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления и предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.
Таким образом, можно утверждать, что наиболее эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Как показывает опыт многих современных педагогов, метод проектирования представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Как утверждают отечественные педагоги, в ходе проекта ребенок приобретает группу умений и навыков, такие как:
ü интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве);
ü систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы);
ü творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
ü коммуникативные (умение вести беседу, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение излагать свою мысль);
ü методологические (умение находить источники получения информации).
Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. В обучении она содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет формировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.
В процессе использования в образовательной программе проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Из истории:
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах У.Х. Кильпатрика и Э. Коллингса. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
ü постановку проблемы;
ü составление плана ее реализации;
ü оценку ее выполнения.
Использование этих условий, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы, в настоящем.
В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н. Е. Веракса. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Е.Г. Кагаров считал, что:
ü исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
ü проект должен осуществляться поэтапно;
ü проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М. В. Крупенина считала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе способствует развитию свободной творческой, познавательно - активной, креативной, социализированной личности ребенка и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой и др.
Рассмотрим классификацию проектов, используемых в работе ДОУ
В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
ü исследовательско-творческие,
ü ролевые-игровые,
ü информационно-практико-ориентированные,
ü творческие.
Значимы и следующие виды проектов, в том числе:
ü комплексные, например «Мир театра», «Книжкина неделя»;
ü межгрупповые, например «Мир животных и птиц», «Времена года»;
ü групповые, например «Познай себя», «Подводный мир»;
ü индивидуальные, например «Я и моя семья», «Секреты бабушкиной шкатулки».
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
По продолжительности они бывают:
ü краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);
ü средней продолжительности (2-3 месяца);
ü долгосрочные (до 1 года).
Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевые-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Особенности внедрения проектного метода в ДОУ
Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Ребёнку метод проектов даёт возможность:
ü экспериментировать, синтезировать полученные знания;
ü развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:
ü пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
ü приобщать детей к процессу познания;
ü формировать различные представления;
ü привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
ü побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: физическое, познавательное и эстетическое развитие.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:
ü развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
ü развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
ü формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
ü развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое развитие.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проект – это «пять П»
1 – Проблема
2 – Проектирование (планирование)
3 – Поиск информации
4 – Продукт
5 – Презентация
Шестое «П» проекта – это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе - планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы и т.д.
Этапы выполнения проекта:
1 этап «Выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата.
Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
2 этап «Реализация проекта»
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
3 этап «Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
4 этап «Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Деловая игра «Знатоки проектного метода»
Соревноваться будут две команды педагогов. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Успешной команде, набравшей больше всех фишек, присваивается звание «Знатоки проектного метода». Уважаемые коллеги поприветствуем команду «ДРУЖБА». И участников команды «РАДУГА».
Первое задание командам, на каждую букву названия Вашей команды в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.
Задание 1: на карточках
Д – дети, дошкольники
Р – реализация, риск, развитие
У – успех, удача
Ж – желание, жажда
Б – будущее
А – алгоритм, актуальность
_________________________________
Р – результативность, разработка, развитие
А – актуальность, азарт
Д – достижения, дошкольники, деятельностный подход
У – умения, успех
Г – группа
А – активность
Задание 2: кот в мешке
Каждая команда вытаскивает из мешка карточку, зачитывает вопрос с вариантами ответов и называет правильный.
1. Что такое педагогическое проектирование?
1.        дань моде
2.        догма профессиональной деятельности педагога
3.        вид педагогической деятельности
2. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
1.        коллективный
2.        исследовательский
3.        долгосрочный
3. Что такое гипотеза?
1.        короткая аннотация проекта
2.        опасение педагога о неудачной реализации проекта
3.        предположение, требующее объяснения и подтверждения
4. Кто является основоположником проектного метода?
1.        американский педагог демократ Джон Дьюи
2.        великий русский педагог К.Д. Ушинский;
3.        французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Презентуя проект, педагог должен:
1.        показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы
2.        проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам
3.        привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике своей работы
7. Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблему, это вид проекта…
1.        исследовательско-творческий
2.        ролево-игровой
3.        информационно-практико-ориентированный
4.        игровой
8. Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п; - это
1.        ролево-игровой
2.        исследовательско-творческий
3.        игровой
4.        информационно-практико-ориентированный
9. По срокам реализации проект может быть?
1.        Краткосрочный
2.        Срочный
3.        Долговременный
4.        Длительный
10. Краткосрочный проект это…
1.        одно или несколько занятий
2.        один месяц
3.        один год
4.        один час
Следующее 3 задание: Предлагаю Вам расположить этапы проекта в правильной последовательности. Вам необходимо соотнести этапы с действиями.
1 – Проблема
2 – Проектирование (планирование)
3 – Поиск информации
4 – Продукт
5 – Презентация
Рефлексия
Составление сиквейна на тему «Метод проектов»
Синквейн – это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Правила построения синквейна
Первая строка стихотворения – это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий, высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Пример сиквейна на тему «Метод проектов»:
1. Технология
2. Развивающая. Обучающая.
3. Организовать. Взаимодействовать. Реализовать.
4. Вместе – мы сила.
5. Процесс!
Пример сиквейна на тему «Метод проектов»:
1.       Технология
2.       Современная образовательная
3.       Изучить, апробировать, внедрить.
4.       Век живи - век учись!
5.       Процесс!
Слова-синонимы для составления сиквейна:
1.       Технология, система, проектирование, практика, методика, способ
2.       Развивающая, образовательная, современная, инновационная, обучающая, нетрадиционная
3.       Изучить, внедрить, организовать, апробировать, реализовать, взаимодействовать
4.       Вместе – мы сила! Век живи – век учись! Это интересно! Терпенье и труд – все перетрут! Мир освещается солнцем – человек знанием! Кто много читает – тот много знает!
5.       Процесс! Процедура! Операция! Ход! Дело! Течение!
В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию, высокой степени адаптивности данной технологии к специфике ДОУ. Познакомились с основами организации проектной деятельности в ДОУ, видами проектов. Организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Используемая литература:
1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
4. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А. А. Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.
5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю. Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.