2023 2022
2 (220) 2023

Плотникова Т.И., Скульдицкая О.А., Соболенко Н.В., Бойкова М.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. С каждым днем наши дети сталкиваются с необходимостью запоминать все больше и больше информации. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание той или иной информации стало максимальным? Наряду с общепринятыми методами и приемами, мы предлагаем использовать метод интеллект – карт, как один из активных методов обучения, которые обеспечивают высокую познавательную активность детей и облегчает запоминаемость большого объёма информации.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и психологом Тони Бьюзеном.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, а также активизируется их мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Интеллект карты еще называют картами ума.

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:

1. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.

2. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.

3. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.

4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.

5. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.

6. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед детьми, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи и закрепить ранее полученные знания.

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:

· ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;

· педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;

· дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Работая с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, использование карт ума помогает мне корректировать все компоненты речи: сформировать фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом, а также помогают активизировать коммуникативную и познавательную деятельность детей. Интеллектуальные карты способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, развитию речевых способностей. Они являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах.

Использование в работе метода интеллект-карт позволило достичь положительной динамики в речевом развитии:

- пополнился словарный запас;

- улучшилась лексико -грамматическая структура речи;

-дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

-С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. Этот метод способствует всестороннему развитию ребенка: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.