Выпуск № 20 (95) 2021

Милоева К.О. Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с творчеством художника И. И. Шишкина»

Цель: Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина. Учить воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы, которую изобразил художник, формировать представление о выразительных средствах (цвет). Воспитывать художественный вкус.
Задачи:
1 Первичное знакомство детей с творчеством И.И. Шишкина;
2.Продолжать развивать художественное восприятие произведений живописи; формировать представление о выразительных средствах, используемых художником для создания образа;
3. Развивать умение давать эстетическую оценку произведению;
4. Воспитывать интерес к живописи.
Активизация словаря: пейзаж, непроходимый, нетронутый, сумрачный лес.
Материал: Репродукции картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»,
«Корабельная роща», «Рожь».
Ход занятия
Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Звучит музыка «Звуки леса». На экране презентация к занятию.
Педагог: Ребята, сегодня я вам хочу предложить не большую экскурсию на выставку картин. На выставке мы с вами познакомимся с картинами великого русского художника Ивана Ивановича.
Родился Шишкин (13 (25) января 1832, в Елабуге, Вятская губерния, Российская империя. Умер 8 (20) марта 1898, Санкт-Петербург, Российская империя).
И. И. Шишкин художник – пейзажист, он рисовал картины природы (лес, реку, поле, деревья и т.д.). Так же он был академиком (1865), профессором (1873), руководителем пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств. За свою жизнь написал около 522 картин. Ребята, запомните художников, которые помогают нам, увидеть красоту природы называют художниками – пейзажистами.
Основная часть.
Картины, на которых нарисована природа, называются пейзажами. Послушайте стихотворение о пейзаже.
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «пейзаж».
Педагог: Давайте с вами посмотрим на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется.
Как я вам говорила И. И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Город Елабуга непроходим дремучим лесом. Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. А особенно он любил рисовать сосны. Если внимательно посмотреть на картины И. Шишкина, то покажется, будто в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром с полей, становиться светлее и солнечней.
Педагог: А сейчас посмотрите на экран. Эта картина Шишкина называется «Рожь». На ней показана широта и красота русской земли. Послушайте стихотворение А. Фета.
Здесь рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Словно море в жаркий день, легко колышется и шумит необъятное золотое поле ржи. Ребята, сегодня за каждый ваш правильный ответ я буду давать вам вот такие веселые фишки, а в конце занятия посмотрим кто собрал больше всего фишек. Поднимайте ручки и я вас спрошу.
Посмотрите внимательно на пейзаж и скажите мне. Можно ли сказать, что это поле большое?
Дети: ответ детей
Педагог: Какие деревья стоят среди поля?
Дети: ответ детей
Педагог: Да ребята среди поля возвышаются огромные сосны – великаны. Через поля тянется дорога и теряется во ржи. Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?
Дети: ответ детей
Педагог: Дети, а яркая зелень подчеркивает золотистые тона ржи. Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной земле.
Педагог: А теперь давайте, посмотрим, на другую картину И. Шишкина она называется «Утро в сосновом лесу». На этой картине художник нам показал раннее утро. Скажите, какие деревья нарисовал художник?
Дети: ответ детей
Педагог: Как называется лес, где растут одни сосны?
Дети: ответ детей
Педагог: Ребята, посмотрите какие они высокие и могучие. Мы видим, как лес заполняется чистым, прозрачным, утренним воздухом. Буря поломала старые деревья, вырвала их с корнем. Кого вы видите на картине?
Дети: ответ детей
Педагог: Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и медвежатам очень нравиться лазать по поваленным деревьям. Дети, скажите мне, одинаковый ли зеленый цвет использует художник?
Дети: ответ детей
Педагог: Правильно нет. Он использует оттенки, чтобы показать старые и молодые сосенки, показать, где солнце, где тень. Почему художник изобразил утро?
Дети: ответ детей
Педагог: Какое настроение эта картина вызывает у вас?
Дети: ответ детей
Педагог: Ребята, а вам понравилась эта картина?
Дети: ответ детей
Педагог: Вы знаете, мне она тоже очень понравилась. И не случайно этот пейзаж перенесли на обвёртку для конфет. Дети, узнаете?
Дети: ответ детей
Педагог: Ребята, а если мы посмотрим на следующую картину, то увидим, что она другая. И называется «Корабельная роща». Что главное в этой картине?
Дети: ответ детей
Педагог: Какие деревья изобразил художник?
Дети: ответ детей
Педагог: Как художник расположил деревья, что сначала бросается в глаза?
Дети: ответ детей
Педагог: Можно ли сказать, что лес освещает солнечный свет?
Дети: ответ детей
Педагог: как это передано, какие цвета использовал художник?
Дети: ответ детей
Педагог: Почему в глубине лес тёмный?
Дети: ответ детей
Педагог: Как И. И. Шишкин назвал картину?
Дети: ответ детей
Педагог: Что общего между всеми этими картинами?
Дети: ответ детей
Педагог: И. И. Шишкин показывает нам, как удивительно красива, и богата родная природа. Берегите её! На картинах показано, что наша земля широка, богата и нарядна.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам посетить видео-экскурсию, на которой Тетушка Сова нам расскажет сказку «О пропавших медвежатах».
(включается видео-ролик https://youtu.be/A_mmsdy6v2E)
Заключительная часть.
Педагог: Итог. Вот ребята, мы с вами побывали на выставке. И познакомились с творчеством художника. Кто нарисовал эти красивые картины?
Дети: ответ детей
Педагог: Что изобразил нам художник на этих картинах?
Дети: ответ детей
Педагог: Как называются произведения искусства, на которых изображена природа?
Дети: ответ детей
Педагог: Ребята вам понравилось на выставке? Давайте теперь посчитаем кто у нас сегодня лучше всех ответил на вопросы и собрал больше всего фишек. Посчитайте и скажите у кого сколько.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и подойти к столам. На столах лежат фрагменты картин Ивана Ивановича Шишкина. Ваша задача быстро собрать картину из фрагментов, и сказать как она называется. Кто первый, тот и победил. Вперед!
Педагог: Молодцы ребята, отлично справились с заданием.
Ну и это еще не все. Вас ждет сюрприз-угощение. Рассмотрите пожалуйста обертки и сохраните себе на память. (Педагог угощает ребят конфетами «Мишка косолапый»)
Педагог: Вот и закончилось наше знакомство с прекрасным художником-пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Ребята, попросите родителей сходить с вами в Третьяковскую галерею, там собраны картины великих художников. А потом поделитесь с нами своими впечатлениями.
2021-03-25 11:01