Выпуск № 40 (66) 2020

Библиографическое описание: Иванчик Л.Н., Ворошилова Н.В., Калугина Е.В., Бровченко Н.М. Актуальность и значимость ранней профориентационной работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром профессий

В настоящее время актуальность комплексной психолого-педагогической работы по формированию представлений у дошкольников о профессиях является весьма очевидной. Профпросвещение и ранняя профориентация – современный запрос правительства Российской Федерации, что отражается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В современной педагогической науке проблемой ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий взрослых занимались многие ученые (М.В. Крулехт,
В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова и др.). Сегодня существует различные подходы к вопросу ознакомления дошкольников с профессиями взрослых. Так, С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова рекомендуют осуществлять знакомство с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о связи появления разных профессией с потребностями людей. М.В. Крулехт, В.И. Логинова указывают на важность формирования представлений о содержании труда, продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, которые наиболее распространены в конкретной местности.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мероприятий, которые направлены на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека с целью оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Следует отметить, что это касается не только выпускников школ. 5-7-летний ребенок уже проявляет себя как личность, для которой характерно наличие способностей, наклонностей, определенных потребностей в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка можно прогнозировать его личностный рост в определенной деятельности [3].
К.М. Гуревич, Е.М. Борисова профессиональную ориентацию считают комплексом психолого-педагогических мероприятий с целью оптимизации процесса трудоустройства людей, учитывая желания, склонности, сформированные в результате потребностей их будущей профессии; сознательным выбором человеком профессии, отвечающей интересам и предусматриваемой успешность, в итоге знакомства со спецификой выбранной профессии [4].
О.Н. Истратова раннюю профориентацию связывает с совокупностью мероприятий психолого-педагогического характера, который помогает детям в определении выбора будущей профессии, учитывая их интересы, возможности, способности [2].
Однако сегодня в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- отсутствие реализации в полной мере потенциальных возможностей дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности;
- неотработанность системы ознакомления детей с миром профессий;
- не нацеленность работы педагогов в ДОУ на ознакомление дошкольников с миром профессий взрослых на современный региональный и муниципальный рынок труда;
- отсутствие преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы в данном направлении [1].
Основная цель ранней профориентационной работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром профессий взрослых, стоящая перед педагогами ДОУ, является формирование у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к миру взрослых, предоставление им возможности использования собственных сил в доступных видах деятельности. Кроме этого, необходимо решать совокупность следующих задач:
- обогащение и конкретизация представлений дошкольников о профессиональной деятельности жителей города, области;
- формирование у дошкольников обобщенных представлений о структуре трудового процесса, роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- закрепление умений детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- стимулирование развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и его результатам;
- помощь
- помочь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.
Рекомендуется знакомить дошкольников с миром профессий взрослых согласно определенному алгоритму (рис. 1):

Рис. 1 Алгоритм ознакомления дошкольников с миром профессий взрослых


Таким образом, в настоящее время ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер, т.е. осуществляется общее знакомство с миром профессий. В условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо организовывать раннюю профориентационную работу по ознакомлению дошкольников с миром профессий взрослых при выполнении посильных для детей работ, в разных видах деятельности.
Библиографический список
1.       Журавлева И.В. Методические рекомендации по организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОО. Шарья, 2018. 19 с.
2.       Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. М.: Феникс, 2011. 576 c.
3.       Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: автореферат дис.... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 23 с.
4.       Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с.