Выпуск № 20 (95) 2021

Смокотина Т.Е. Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного воз-раста с нарушением зрения в сюжетно-ролевой игре

Важнейшей задачей обучения и воспитания детей с нарушением зрения является формирование у них навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные способности ребенка с амблиопией и косоглазием и способствуют восстановлению зрительных функций.
Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, которая является главным видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В играх происходит обогащение зрительного сенсорного опыта, а также формирование предметных представлений.
Одним из видов игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Она способствует развитию зрительного восприятия через игровую среду, наполненную разными зрительными стимулами. Правильно организованная игровая среда обеспечивает потребность и необходимость зрительного реагирования на раздражитель в процессе проведения сюжетно-ролевой игры [4].
При подготовке к игре мы уделяли внимание работе над словарем и формированием предметных представлений у детей. Для этого педагог входил в роль, становился участником детской игры и, войдя в контакт с детьми, развивал ее в нужном направлении [3].
Для обогащения детской игры конкретными представлениями об окружающем мире мы использовали специально организованные наблюдения во время занятий, прогулок, экскурсий. Наглядный материал, использованный в сюжетно-ролевых играх, был подобран с учетом требований для детей с нарушениями зрения.
При проведении сюжетно-ролевой игры на подготовительном этапе мы осуществляли экскурсии на улицу, в магазин и т.д. Дети сначала были наблюдателями, затем принимали участие. Например, в магазине они учились обращаться к продавцу, как покупатели, оплачивать стоимость продуктов и получать сдачу. После экскурсии мы обсуждали смысл наблюдаемой деятельности взрослых людей, их взаимоотношения. В дальнейшем мы закрепляли наблюдаемое беседой по картине, знакомили с элементами сюжета предстоящей игры, обыгрывали с детьми имеющиеся игрушки и подручные средства, которые будут использованы в ролевой игре, соотносили форму и цвет необходимых в игре предметов. Затем мы совместно с детьми организовывали изготовление атрибутов для предстоящей игры. При изготовлении атрибутов для игры у детей происходит развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, глазодвигательных функций.
После подготовительной работы начинался основной этап, который заключался в проведении сюжетно-ролевой игры. Происходило распределение ролей, использовались заранее изготовленные атрибуты для игры.
Приведем пример сюжетно-ролевой игры для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Лексическая тема: «Транспорт»
Название сюжетно-ролевой игры: «Водитель и пассажиры».
Цель: Развитие умения различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.        Развивать умения различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов.
2.        Расширять представления детей о правилах дорожного движения, профессии водителя, инспектора ГИБДД.
3.        Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
4.        Совершенствовать умение устанавливать в игре адекватные ролевые взаимодействия и взаимоотношения между играющими.
Коррекционно-развивающие:
1.       Расширять и активизировать словарный запас детей.
2.       Развивать зрительное восприятие.
3.       Развивать творческое мышление и воображение у детей.
Воспитательные задачи:
1.       Воспитывать уважительное отношение к труду водителя.
2.       Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир».
3.       Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Активизируемые слова: «инспектор», «ГИБДД», «водитель», «пассажир», «светофор», «маршрут», «транспорт», «билет», «ПДД», «шофер», «механик», «колеса», «ехать», «проткнуть», «высадить», «оплачиваемый», «быстрый», «опасный», «наземный», «воздушный», «подземный», «общественный».
Атрибуты игры: Схема дороги, макет светофора, дорожные знаки, водительские удостоверения (права), технический паспорт, маршрутные путевые листы, автоаптечки, билеты, деньги, чеки, талоны, огнетушитель, макет пешеходного перехода, ковер «Разные виды транспорта», игрушки, стульчики (для обозначения остановок и заправки).
Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры, механик, инспектор, автозаправщик.
Ход игры:
1.       Начало игры.
Педагог: Ребята, нас позвали в гости сказочные герои. Давайте к ним отправимся. А на чем мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети: автобус.
2.       Основная часть.
Педагог: Правильно, сегодня мы с вами отправимся в гости на автобусе. А кто работает на автобусе?
Дети: шофер, кондуктор.
Педагог: Что делает кондуктор?
Дети: Продает билеты, следит за порядком, объявляет остановки.
Педагог: Что делает шофер?
Дети: Управляет автобусом.
Педагог: А как называются люди, которые едут на автобусе?
Дети: Пассажиры.
Педагог: Также в автобусе у нас будет механик, если вдруг что-то сломается. Давайте распределим роли.
Распределение ролей.
Роль кондуктора берет на себя педагог.
Педагог: Построим автобус, в этом нам поможет механик.
Дети строят автобус.
Педагог: Чтобы отправиться в путь, кто должен сесть за руль?
Дети: Шофер.
Педагог: Но чтобы шоферу быть внимательным, давайте с вами сделаем упражнения для глаз.
Дети: Выполняют гимнастику для глаз. 1. Следят за движениями объектов. 2. Упражнение пальминг.
Педагог: Ребята, нам нужно добраться до сказочных героев, но для этого нам нужно построить с вами маршрут.
Дети: Выполняют задание «Построй маршрут до пункта назначения», вначале на листочках – рисуют схему до нужного пункта назначения, далее выкладывают дорогу (ковер) до сказочных героев (игрушек).
Педагог: Маршрут готов. Теперь заходите в автобус. Уступайте места пожилым людям. А как будем вести себя?
Педагог-кондуктор: Я билеты раздаю, в путь дорогу всех зову.
Товарищ-шофер, заводи мотор, поехали быстрей.
Педагог: Объявляется остановка «Запутанные дорожные знаки». Нам нужно правильно расставить дорожные знаки на дороге, используя схему.
Дети: Выполняют задание «Расставь дорожные знаки по схеме».
Педагог: Молодцы, едем дальше. Остановка «Светофор».
Дети: выходят из автобуса. Выполняют задание «Следуй сигналам светофора». Определяют движущийся цвет светофора. Если красный, то садятся, желтый – стоят, зеленый - идут по пешеходному переходу.
Педагог: А какие еще правила дорожного движения вы знаете?
Дети: Перечисляют ПДД.
Педагог: Заходите в автобус, едем дальше.
Педагог: (музыка «Спустило колесо») Ой, что-то не так с нашим автобусом. Мы прокололи колесо. Что нужно сделать?
Дети: Нужно подкачать колеса.
Механик: Подкачивает колесо, проходя лабиринт.
Педагог: Пока механик чинит наш автобус, мы выйдем из автобуса и познакомимся с другими видами транспорта.
Дети: Выполняют задание «Соотнеси транспорт по контуру» (Приложение В).
Механик: Автобус в порядке, можете отправляться в рейс.
Инспектор ГИБДД: останавливает автобус. Обращается к шоферу: Здравствуйте, я инспектор ГИБДД. Предъявите ваши документы.
Шофер: Представляется «я шофер автобуса, везу пассажиров в гости к сказочным героям». Показывает документы.
Инспектор ГИБДД: Все в порядке, счастливого пути.
Педагог: Едем дальше, друзья. Но у нас мало бензина. Что нам сделать?
Дети: Заправить автобус бензином.
Заправщик: Сколько литров бензина вам нужно?
Шофер: Отвечает.
Заправщик: Заправляет автобус и желает приятного пути.
Педагог: Едем дальше. Вот мы и на месте. Остановка «Сказочных героев».
Дети: Останавливаются, выходят из автобуса, подходят к сказочным героям (игрушкам).
3.       Заключительная часть.
Педагог:
Ребята, вам понравилось путешествие?
А что вам больше всего понравилось?
Какие остановки вы запомнили?
Скажите, как справились с ролью водителя, инспектора, механика, автозаправщика?
Дети: Отвечают.
Педагог: Молодцы!
Окончание игры.

 

Литература:
1.      Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – Москва: Айрис Пресс, 2014. – 128 с. – ISBN: 9978-5-8112-3032-7 – Текст: непосредственный.
2.      Григорьева, Л. П. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения / Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. – Москва: 1990. – 34 с.
3.      Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с. – ISBN: 5-222-09117-1 – Текст: непосредственный.
4.      Логинова, В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей десткого сада / В. И. Логинова, А. И. Максакова, М. И. Попова и др. / Под ред. Ф. А Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 2004. – 223 с. – Текст: непосредственный.
5.      Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. – Москва: Адель, 1998. – 118 с.