Воссоздающее и творческое воображение зависят от многих факторов: возраста, интеллектуального развития и отличительных черт развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; черт характера и темперамента), и, то, что немаловажно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
У старших дошкольников воображение преобразуется в особенную умственную деятельность, нацеленную на изменение окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, проявленные в слове. Наступает резкое увеличение вербальных форм воображения, непосредственно сопряженных с формированием речи, мышления, если дошкольник сочиняет небылицы, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок «отрывается» в воображении от определенной условия, у него появляется ощущение независимости, самостоятельности. Он как бы возвышается над обстановкой и наблюдает её очами не только разных людей, но и животных, предметов.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, обладающими конкретными свойствами и действующими в соответствующих ситуациях.
На первый взгляд может показаться странным, что мы говорим о потребности совершенствовать воображение ребенка, тем более что речь идет о дошкольниках. Крайне распространено позиция о том, что воображение детей богаче, самобытнее воображения взрослого, что маленький ребенок проживает наполовину в мире собственных фантазий.
Однако ранее в 30-е годы ХХ века крупный отечественный специалист по психологии Л.С. Выготский аргументировал, что воображение детей формируется постепенно, по мере получения им конкретного опыта. Л.С. Выготскому удалось обосновать, что все образы воображения, как бы причудливы они не были, базируются на тех представлениях и эмоциях, какие мы приобретаем в действительном существовании. Л.С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с реальностью состоит в том, что всякое создание воображения постоянно «произрастает» из элементов, приобретенных из деятельности и её содержания в прошлом опыте человека».
Поэтому не объективно заявлять о том, что воображение детей обильнее воображения взрослого и оно не требует должного развития. Просто иногда, не имея достаточного опыта, дошкольник по-своему поясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения зачастую представляются нам, взрослым, непредвиденными и уникальными.
Многие важные для понимания психологической природы воображения вопросы до нашего времени остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только речь заходит об истоках творчества, взгляды специалистов по психологии бывают противоречивы.
Например, Е. Торренс полагает, что творчество просыпается в детях только лишь после 5 лет, а согласно сведениям А. Андрюса, «пик творчества» у ребенка приходится на 3,5-4,5 года. Расхождение здесь более глубокое, нежели может показаться на первый взгляд: год, даже полгода, в жизни детей - это огромный период, так как ребёнок формируется очень стремительно быстро.
Первоначальные проявления воображения возможно увидеть, если дошкольник приступает действовать не на базе реального мира, а на базе возникающих у него собственных представлений. Если ребенок стучит погремушкой по кровати, собирает пирамидку, о воображении говорить не приходится. Малыш видит реальный предмет, берет его и действует, таким образом, как этот предмет требует. Однако вот ребенок начинает кормить куклу палочкой-ложкой, укладывает отдыхать медвежонка в коробкукровать, мыть ручки камушком-мылом... во всех этих ситуациях ребенок функционирует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, потому что непосредственно в данном возрасте малыш начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами - в первую очередь, в игре.
Важный компонент игры - воображаемая ситуация, включаемая при помощи слов «как будто», - предполагает беспрепятственное, не сковываемое правилами логики и условиями правдоподобия изменение собранного ребенком запаса представлений.
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, какие еще не реализуются в реальной жизни. Это взгляд в перспективу. В игре малыш бывает сильнее, добросердечнее, выносливее, догадливее и, безусловно, выражает больше фантазии и воображения, нежели в многочисленных иных ситуациях.
Наблюдая действия ребенка в игре, некоторые специалисты делали вывод, что в игре только проявляется воображение детей, что изначально свойственно ему. Но Л.С. Выготскому удалось обосновать, то, что в обучающих и воспитывающих игровых ситуациях, созданных воспитателем, воображение детей не выражается, а именно возникает.
Вследствие того, что сначала воображение сопряжено с обыгрыванием предметов, то и главное развитие его может реализоваться через это обыгрывание. Непосредственно в игре, можно начинать формировать у детей основы умений обнаруживать собственное решение, уникальные ответы, способность поступать в плане образных представлений.
Затем на протяжении дошкольного детства, этот сложный процесс испытывает значительные изменения. Высококачественно изменяется характер основной деятельности детей - игры. Если у ребенка вплоть до 3 лет это предметная игра, то у детей 4-6 лет это сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.
Сначала ребенок должен научиться выражать в игре собственную творческую инициативу, формировать, составлять план, направлять свою деятельность. Весьма могут быть полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, в которых ребята разыгрывают какую-то известную сказку. В этом случае возникает необходимость показать удивительную фантастическую ситуацию, вообразить волшебные действия героев сказки, что всегда является привлекательным для детей и необходимым. Не просто слушание сказки, а активное участие, помощь героям пробуждает творческие силы детей, их фантазию. В случае если ребенок хорошо справляется с разыгрыванием известной сказки, то возможно порекомендовать ему, придумать, что произошло с персонажами сказки далее, и всё это инсценировать совместно с ребенком.
Воображение детей формируется в связи с развитием речи, таким образом, в ходе общения со взрослыми людьми. Речь дает возможность ребятам представлять предметы, которые они ни разу до этого не видели. Наглядно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению.
При помощи речи ребенок приобретает шанс избавиться от однотипных непосредственных впечатлений, выйдя за их границы. Дошкольник способен выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных объектов или соответствующих представлений. Это предоставляет ребятам возможность весьма свободно обращаться к сфере впечатлений, обозначаемых словами.
Словесный творческий процесс у детей ещё не развит: в лучшем случае они смогут представить себе, что происходит в сказках, дать ответ на вопросы или даже расширить её по-своему. Постройки и рисунки ребенка младшего возраста ещё очень небогатые и монотонны. Малыш почти без изменений отражает в собственных работах увиденное, либо услышанное им.
Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) уже готовы придумать содержание, объединяющее всё увиденное, беспрепятственно создать что- то собственное, в особенности, в случае если имеется опора в виде прочитанного произведения или иллюстраций.
Наравне с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника возникает еще одна весьма существенная способность: подчинять своё воображение определённому замыслу, руководствоваться предварительно запланированному плану.
Когда у старшего дошкольника возникает данная возможность невероятно важно реализовать её, помогая ребятам не просто беспорядочно импровизировать, а выражать собственные замыслы, формировать пусть маленькие и простые, но собственные произведения: рисунки, аппликации, истории. Данная отличительная черта развития воображения представляет особенную значимость, так как именно благодаря ей у детей возникает возможность создавать собственные первоначальные завершенные произведения. Можно включить детей в общую с взрослым деятельность. Придумать совместно с ним несколько сказок, хорошо поиграть в игру, в которой сказка придумывается совместно, приобрести папку и размещать туда рисунки, сказки.
Воображение, обладающее только существенной ролью для реализации и организации работы, само формируется в разных типах деятельности и затухает, когда дошкольник перестает действовать. На протяжении дошкольного детства совершается постепенное «превращение» воображения детей из действительности, которая нуждается во внешней опоре (в первую очередь всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую реализовывать элементарное словесное (сочинение сказок, историй, стихов) и художественное (рисунки) творчество.
Осваивание способов и приёмов сотворения образов приводит к тому, что и сами образы становятся многообразнее, состоятельнее. Удерживая определенный, наглядный характер, они обретают обобщенность, отражая характерные черты предмета.
Дальнейшие исследования выявили, что не только речь, но и последующие шаги жизни детей служат развитию воображения; подобную значимость представляет, например, школа, где ребенок способен тщательно продумывать в воображаемой форме, прежде чем что-то совершить. Значимость чтения детской художественной литературы, в развитии воссоздающего и творческого воображения детей дошкольного возраста велика.
Богатейшей основой развития воображения ребёнка является чтение.
К анализу детской художественной литературы все чаще обращаются педагоги, говоря о том, что данный фактор воздействует на формирование личности и поведения. Учеными подтверждено, что чтение сказок, рассказов, былин и стихотворений необходимо для развития воображения маленького ребенка. Чтение детской художественной литературы, беседы по прочитанному тексту, сочинительство учит ребенка думать, производить оценку действий героев, стремительно развивает воображение, упражняет память и внимание, формирует речь.
Чтение с воспитателем выступает своеобразным тренингом жизненных умений для детей, постигающих окружающий мир.
Есть большое число приемов работы с произведениями детской художественной литературы, которые могут применять воспитатели для 38 развития воображения ребенка, среди них: «перевирание» сказки, рассказа, придумывание рассказа наоборот, продолжения рассказа, сказки, изменение конца. Чтение детской художественной литературы для детей – дошкольного возраста – это не только литературное произведение, не просто игра, какойлибо вымысел, это – целая жизнь.
Чтение - приемлемое и созвучное возможностям детей средство материализации волнующих их отношений и обстоятельств, конституция нравов и сборник законов бытия, законов общепризнанных мерок, категорий добра и зла, многополярности и относительности общественных оценок, погружение в мир доступный для детей, который объединен с его возрастом и интересами.
Чтение детских произведений - это поразительное по силе психологического воздействия средство деятельности с внутренним миром детей, мощный инструмент развития.
Дети очень любят слушать невероятные истории, рассказы и сказки, расширяющие их знания и кругозор, показывающие, что помимо настоящего существует сказочный мир приключений и побед.
Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением применять её для решения конкретной задачи. Такой дошкольник долгое время не способен сконцентрироваться на объекте действия. Начиная что-то делать, он легко переключается на другое событие, не завершая первого действия. Например, начиная сочинять сказку или рассказ, он придумывает одну сказочную историю за другой, объединяя их исключительно внешними ассоциативными связями. В результате происходит беспорядочное скопление событий.
При этом дошкольник способен забыть и о ключевом герое сказки и о первоначальном замысле. По этой причине развитие целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть результат вашей деятельности. При сочинении собственного произведения значительную помощь ребенку – дошкольнику оказывают уже прочитанные с взрослым произведения детской художественной литературы: стихотворения, рассказы, сказки, басни, а также беседа и анализ прочитанного, чтение формирует достаточный опыт в жизни детей, развивает и создает в них задатки для успешного проявления творчества. Дошкольник, достигнув возраста 6 лет должен уметь без помощи других и не отвлекаясь трудиться над одной установленной задачей: придумать рассказ или рисунок в течение 10 минут.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте: - воображение принимает произвольный характер, подразумевая создание замысла, его планирование и реализацию; но становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; - дети осваивают приемы и средства создания образов; - воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Педагогическое руководство развитием воображения: - создание проблемных, мнимых ситуаций М.Н.Палагиной, - игровая деятельность (разработка роли, сюжета), - организация развивающей предметной среды Е.В.Заворыгиной, - обогащение сенсорного опыта и кругозора, - вариативность в решении задач.
Возникновение и развитие воображения - общественно обусловленный процесс. Непосредственно взрослый закладывает у детей механизмы воображения. И только в общении с ним дошкольник осваивает социально выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: первоначального действия, а с течением времени - речи.
Литература:
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с
Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии // Психология. / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. С. 807 – 819.
Туник Е.Е. Диагностика креативности. Методическое руководство / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 170 с.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2007. – №16.
Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. – Смоленск, 2004.