Выпуск № 47 (122) 2021

Попова И.А., Иванова Е.А., Черникова С.А., Гончарова М.В. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Одним из приоритетных направлений развития социальной и образовательной политики современной России является организация и реализация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вопросы инклюзивного образования особенно актуальны.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Также в Стандарте (п. 2.11.2) отмечается, что содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Содержательный раздел должен включать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития [3].
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания [1].
Наиболее популярная, на наш взгляд, классификация В.В. Лебединского, в которой различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушениями речи;
- дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений) [2].
Реализуя работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации, следует руководствоваться следующими принципами:
- поддержание стремления и желания получать знания;
- использование индивидуального подхода к обучению;
- поддержка социального взаимодействия среди малышей;
- сохранение индивидуального подхода при совместных занятиях;
- всестороннее развитие в максимально возможном объеме;
- отслеживание динамики развития ребенка;
- взаимодействие с семьями воспитанников на всех этапах обучения.
Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:
- единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач;
- воспитание самостоятельности детей, повышение познавательной активности с опорой на их личный опыт;
- выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка;
- разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов;
- последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений;
- достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.
Общими направлениями коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях дошкольной организации являются следующие:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной организации педагогам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
1. Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
2. При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
3. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
4. Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
5. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
6. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии
Таким образом, педагоги дошкольной образовательной организации, работая с детьми с ОВЗ, должны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, учитывая особенности их психофизического развития.
Библиографический список
1.       Козырева О.А. Анализ дефиниции «лицо с ограниченными возможностями здоровья» // The Newman in Foreign policy. 2017. № 37 (81). С. 148-151.
2.       Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М., 2018. 303 с.
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М:, 2013.