Выпуск № 20 (95) 2021

Логачева Ю.Н., Жусова Е.В. Проект «Управление процессом познавательного разви-тия дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий ДОУ»

Актуальность проекта:
- Потребность современного образования в воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста (Концепция модернизации российского образования, Закон об образовании, Национальная доктрина образования в Российской Федерации и т.п.)
- Создание системы интегративного образования ДОУ (интеграция познавательной и двигательной активности детей способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач)
- Использование здоровьесберегающей среды ДОУ как условия успешной реализации познавального развития дошкольников в тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов
Данный проект позволит разрешить ряд противоречий, актуализирующих тему исследования и высветивших несоответствия между следующими положениями:
·          Необходимостью оптимизации физического, интеллектуального и социально-психологического развития ребенка и недостаточной ясностью механизмов реализации единовременного решения задач физического совершенствования и познавательно развития
·          Значимостью сохранения и укрепления здоровья дошкольников и неполной мере эффективности использования традиционных мер закаливания в практике дошкольного образования
·          Потребностью организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения и недостаточного предоставления условий для максимально возможной двигательной активности детей.
Целью проекта является: создание модели взаимодействия специалистов ДОУ, для развития познавательных способностей дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи, решаемые внедрением проекта:
·          Оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по созданию условий для реализации познавательного развития через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ
·          Организовать здоровьесберегающее пространство в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности
·          Спроектировать содержание здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей
·          Спроектировать содержание здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей
Содержание проекта реализовывалось в соответствии с перспективно-тематическим планом по познавательному развитию дошкольников через использование здоровьесберегающией среды ДОУ.
Основные разделы планирования включают в себя:
- Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности;
- Сохранение и укрепление физического здоровья (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей);
- Формирование начальных представлений о ЗОЖ (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни);
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение.
Реализация проекта осуществлялась посредством:
·          воспитания культурно-гигиенических навыков;
·          сбалансированного питания (организация питания для детей-аллергиков);
·          в различных интегрированных видах двигательно-игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные игры;
·          НОД по физической культуре;
·          спортивных досугов;
·          бесед-диалогов о здоровом образе жизни;
·          организации работы психологического кружка «Полет фантазии».
Реализация проекта основана на следующих технологиях:
·          Медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами
·          Физкультурно-оздоровительные, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности (закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, физические упражнения)
·          Социально-психологические, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье детей (релаксация, психогимнастика, подвижные, спортивные игры, пальчиковая гимнастика, для глаз, коммуникативные игры)
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
·          Развитие у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью
·          Оборудование пространственно-предметной развивающей среды ДОУ посредством применения здоровьесберегающих технологий
·          Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников посредством ЗСТ в условиях ДОУ
·          Внедрение модели «Взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью»
Новизну реализации проекта мы видим в том, что наш проект обеспечивает творческий подход к взаимодействию специалистов ДОУ, позволяющий использовать здоровьесберегающую среду ДОУ для познавательного развития личности ребенка.
Продолжительность реализации проекта включает в себя несколько этапов:
·          Теоретическое осмысление проекта «Управление процессом познавательного развития дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий ДОУ»;
·          Научно-методическое обеспечение процесса познавательного развития дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий;
·          Внедрение проекта в образовательно-воспитательный процесс ДОУ
·          Обобщение опыта работы педагогического коллектива по реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения опыта:
·          интеграция пространства семьи и дошкольного образовательного учреждения в развитии у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью;
·          обеспечение психолого–педагогических условий непрерывности процесса развития ценностного отношения дошкольников к своему здоровью.
Библиографический список
1.Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка Текст. / В. Г. Алямовская. M.: Linka-press, 1993.
2.Сундукова А.Х., Демидова В.Е. Здоровый образ жизни / Учебное пособие; Ростов-на Дону: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013.