Логачева Ю.Н., Жусова Е.В. Проект «Управление процессом познавательного разви-тия дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий ДОУ»
Актуальность проекта: - Потребность современного образования в воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста (Концепция модернизации российского образования, Закон об образовании, Национальная доктрина образования в Российской Федерации и т.п.) - Создание системы интегративного образования ДОУ (интеграция познавательной и двигательной активности детей способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач) - Использование здоровьесберегающей среды ДОУ как условия успешной реализации познавального развития дошкольников в тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов Данный проект позволит разрешить ряд противоречий, актуализирующих тему исследования и высветивших несоответствия между следующими положениями: · Необходимостью оптимизации физического, интеллектуального и социально-психологического развития ребенка и недостаточной ясностью механизмов реализации единовременного решения задач физического совершенствования и познавательно развития · Значимостью сохранения и укрепления здоровья дошкольников и неполной мере эффективности использования традиционных мер закаливания в практике дошкольного образования · Потребностью организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения и недостаточного предоставления условий для максимально возможной двигательной активности детей. Целью проекта является: создание модели взаимодействия специалистов ДОУ, для развития познавательных способностей дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи, решаемые внедрением проекта: · Оценить педагогический и методический ресурс ДОУ по созданию условий для реализации познавательного развития через деятельность дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ · Организовать здоровьесберегающее пространство в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности · Спроектировать содержание здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей · Спроектировать содержание здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей Содержание проекта реализовывалось в соответствии с перспективно-тематическим планом по познавательному развитию дошкольников через использование здоровьесберегающией среды ДОУ. Основные разделы планирования включают в себя: - Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности; - Сохранение и укрепление физического здоровья (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей); - Формирование начальных представлений о ЗОЖ (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни); - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение. Реализация проекта осуществлялась посредством: · воспитания культурно-гигиенических навыков; · сбалансированного питания (организация питания для детей-аллергиков); · в различных интегрированных видах двигательно-игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные игры; · НОД по физической культуре; · спортивных досугов; · бесед-диалогов о здоровом образе жизни; · организации работы психологического кружка «Полет фантазии». Реализация проекта основана на следующих технологиях: · Медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами · Физкультурно-оздоровительные, направленные на развитие физических качеств, двигательной активности (закаливание, дыхательная гимнастика, массаж, физические упражнения) · Социально-психологические, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье детей (релаксация, психогимнастика, подвижные, спортивные игры, пальчиковая гимнастика, для глаз, коммуникативные игры) Ожидаемые результаты от внедрения проекта: · Развитие у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью · Оборудование пространственно-предметной развивающей среды ДОУ посредством применения здоровьесберегающих технологий · Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников посредством ЗСТ в условиях ДОУ · Внедрение модели «Взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью» Новизну реализации проекта мы видим в том, что наш проект обеспечивает творческий подход к взаимодействию специалистов ДОУ, позволяющий использовать здоровьесберегающую среду ДОУ для познавательного развития личности ребенка. Продолжительность реализации проекта включает в себя несколько этапов: · Теоретическое осмысление проекта «Управление процессом познавательного развития дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий ДОУ»; · Научно-методическое обеспечение процесса познавательного развития дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий; · Внедрение проекта в образовательно-воспитательный процесс ДОУ · Обобщение опыта работы педагогического коллектива по реализации проекта. Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения опыта: · интеграция пространства семьи и дошкольного образовательного учреждения в развитии у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью; · обеспечение психолого–педагогических условий непрерывности процесса развития ценностного отношения дошкольников к своему здоровью. Библиографический список 1.Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка Текст. / В. Г. Алямовская. M.: Linka-press, 1993. 2.Сундукова А.Х., Демидова В.Е. Здоровый образ жизни / Учебное пособие; Ростов-на Дону: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013.