Меню - Вестник дошкольного образования
Вестник ДО / Меню
Выпуск № 40 (66) 2020

Шарина Т.В. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному-исследовательской деятельности на тему «Хлеб – всему голова» (старший дошкольный возраст)

Цель: «Формировать представление о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле»
Задачи:
1. Закрепить знания о хлебе – одном из главных богатств России.
2.обобщить и уточнить представления об этапах выращивания хлеба.
3. Способствовать превращению высказываний в рассказ.
4.Познакомить со свойствами муки. Закреплять умение выявлять и описывать качества исследуемых объектов.
5. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь: умение согласовывать слова в предложениях.
6. Продолжать учить по условным обозначениям рассказывать о последовательно развивающимся действии.
7.Упражнять в употреблении простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
8. Развивать интерес к познавательной деятельности.
9. Воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу, умение дорожить им.
Дети заходят в группу под русскую народную мелодию. Становятся полукругом. Здороваются с гостями.
Вос - ль:
Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвел и колосился
А когда обмолотился
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна в муку и тесто
В магазине занял место
Что это? (хлеб)
Показываю каравай, который лежит на полотенце
- Правильно, хлеб.
Вот о нем мы и поговорим.
Ребята присаживайтесь на свои места. (садятся полукругом)
- Хлеб - наше богатство в него вложен труд многих людей. Прежде чем оказаться на нашем столе хлеб проходит длинный путь.
Давайте разберемся с чего начинается путь хлеба.
Алина:
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом теплым на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вос – ль: -Как называется профессия людей, выращивающих хлеб.
Дети: - Хлеборобы (показ картинки)
- Сейчас мы более подробно поговорим о труде хлеборобов с помощью условных обозначений.
Работа с таблицами.
1. Весной выходят в поле трактора и пашут землю.
2. Выезжают трактора с сеялками и сеют в землю зерно. Чтобы зерно проросло, нужны вода и тепло.
3. Появляются всходы. Пока хлеб растет – ни секунды свободной нет у хлеборобов.
Денис:
Ты расти, расти, травинка,
Наливайся сладким соком,
Подымайся надо мною,
Спелым колосом высоким!...
4. И вот пришло время жатвы. Созревает зерно, нужно убирать урожай. В поле выезжают комбайны и грузовые машины. Комбайны убирают зерно, а грузовые машины везут его на элеватор.
5. На элеваторе зерно сушат, очищают, сортируют. Часть зерна остаётся в хранилище, а остальное везут на мукомольные заводы. Здесь из зерна получают муку.
6. Муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб для населения.
7. С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его и покупаем.
Вос – ль - Итак, ребята. Как вы думаете легка ли дорога хлеба к нашему столу?
Дети: Нет.
Вос – ль: Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Поэтому когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую крошку хлеба.
Коля:
Хлеб наш – берегите
Хлебом не сорите
Хлеб наш уважайте
С хлебом не играйте
Хлеб выбрасывать нельзя
Берегите хлеб, Друзья!
Вос – ль: - Издавна народ сложил о хлебе много пословиц. Давайте вспомним некоторые пословицы о хлебе. Встаньте ребята в круг. Я начну пословицу, а заканчивать будет тот, кому я брошу мяч.
Проводится игра «Продолжи пословицу»
1. Без хлеба – не будет и обеда.
2. Без печки холодно – без хлеба голодно.
3. Хлеб ногами топтать – народу голодать.
4. Много снега – много хлеба.
5. Хлеб бросать – силу терять.
Вос – ль: - Молодцы ребята, вы много знаете пословиц о хлебе. Как вы думаете, как можно назвать одним словом хлеб, батон, баранки, булки?
Дети:- Хлебобулочные изделия.
Вос – ль: - Из чего можно приготовить хлебобулочные изделия?
Дети - Из муки.
Вос – ль: - Ребята, давайте мы оденем форму пекаря, пройдем на свои места, и приготовим угощение из муки для наших кукол.
 (Одеваем форму, проходим на места)
 (На столах стоят стаканы с водой и стаканы с мукой, ложки, тарелки, салфетки, лупы)
Кручу муку.
Вос – ль: -Дети, давайте рассмотрим муку. Расскажите о её свойствах.
- Какая мука?
 (мука белая, сыпучая, состоит из мелких крупинок)
- Как же из этой муки можно приготовить угощение, ведь она рассыпается в руках?
- Как вы думаете, что поможет муке стать клейкой?
 (Вода. Нужно налить в емкость с мукой воду и перемешать её)
- Попробуем налить воды. Только нальем немножко и размешаем ложкой (наливаем и размешиваем. Контролирую объем налитой воды, слежу за тем, чтобы тесто получилось густым, плотным)
- Что у нас получилось?
 (Получилось тесто. Мука при смешивании с водой становится тестом, из этого теста можно приготовить все что захочется)
- Сейчас мы приготовим угощение для кукол.
 (Самостоятельно готовят уз теста угощение, ставят на поднос, вытирают руки, выходят, выстраиваются.)
Яша:
Хлеб, батон, баранки, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют
- Богатая у нас страна. Богатые урожаи выращивают наши хлеборобы. А вы, ребята, должны беречь хлеб и уважать труд хлеборобов.