Выпуск № 1 (76) 2021

Бережная Е.Н., Жорник В.С., Кулакова Е.В. Использование темпо- и лого-ритмики на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями речи

В современной логопедии все более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребенка. В дошкольном возрасте, кроме того, речевые нарушения легче преодолеваются.
В нашем дошкольном учреждении на логопункте занимаются дети как с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием, так и дети с общим недоразвитием речи различных уровней, с синдромом дизартрия, с выраженной дизартрией, с заиканием.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Ученые, которые изучают деятельность детского головного мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. "Развивая систему движений, мы влияем на психические процессы" - отмечал А.В.Запорожец.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Успешно помогает справиться с выше перечисленными проблемами в развитии детей логопедическая ритмика, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи слова, музыки и движения.
Логоритмика используется в коррекционной работе с детьми при заикании, при ОНР и ФФНР. Логоритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, как правило входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений. Занятия по логоритмике проводятся как в специально отведенное время, так и включаются в структуру логопедического занятия.
Целью логоритмических занятий является развитие речи детей, посредством движения. Цель ритмики - развитие движения. Ритм -это основа правильного формирования речи, в том числе ее правильного восприятия. Умение воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слов, слоговой структуры и развитию лингвистических способностей. Благодаря развитию двигательной функции, стимулируется развитие двигательных центров: мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики.
В основе движения лежат двигательные умения и двигательные навыки. Основными направлениями работы являются:
- Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего, развитие мелкой и общей моторики, координация движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.
- Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.
Коррекционные задачи на занятиях по логоритмике реализуется поэтапно, с учетом возрастных и личностных особенностей детей-логопатов, состояния двигательной сферы, особенностей нарушения речи и неречевых процессов. Структура занятий строится от простого к сложному, с опорой на лексические темы. Используются все виды речевого материала: рекламации, песни, стихи; коммуникативные игры, упражнения на релаксацию и снятия напряжения; упражнения по развитию голоса, артикуляции, мышечного тонуса; активизирующие внимания, речевые упражнения без музыкального сопровождения, на развитие музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку можно начинать с 6-7 месяцев: легкий массаж, разминание каждого пальчика, сгибание, разгибание их ежедневно в течение 2-3 минут. С одного года можно использовать игры с мячом, кубиками, народные потешки "Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать, этот.." и другие. В старину наши предки пели детям песенки-потешки, играли в "Ладушки", "идет коза" и другие, сопровождая речь движениями рук, с возрастом задания усложняются. Все упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой и обеими руками вместе.
На логопедических занятиях я провожу большое количество пальчиковых игр, например, "Человечки" (бег на скорость большого и указательного пальца), "Пальчики здороваются", "Составление фигурок животных", "Деревья качаются", "подружись с соседом" (прилипание попарно) и другие. Часто использую игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек: "Дождик капнул на ладошку", "сидит белка на тележке", "Мальчик-пальчик, где ты был?", «Палец толстый и большой в сад за сливами пошел", "Этот пальчик дедушка", "Баиньки".
- Этот пальчик хочет спать,
- Этот пальчик прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики - ура!
- в детский сад идти пора.
Народные игры, потешки с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешки, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей и являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, позволяют снять мышечное напряжение при произнесении звуков.
Для стимулирования речи использую изобразительную деятельность, которая как музыка и движения, обладает определенным ритмом (повторяемость, чередование тех или иных элементов рисунка). Постепенно у детей развиваются точность и плавность движений пальцев. При рисовании используется речевое, ритмическое сопровождение пословное, слоговое, звуковое, ритмический орнамент с комментариями, приговоркой: "Топ-топ", "Кап-кап", "Там и тут, там и тут одуванчики цветут".
Для совершенствования органов артикуляции, применяю специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Например, "Удивись", "Огорчились", "Горький лук", "Веселимся", "Разбилась кукла", "Мама пришла". Артикуляционные упражнения сочетаю с речевым сопровождением, например "Подражаю я слону губы хоботком тяну", " Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!", "Маятник" (тик-так с движениями рук, руки развести в стороны и пропеть звук "А", соединить руки перед собой в форме обруча - звук "О").
Анализ недостатков произвольных движений и речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подтвердил необходимость дифференцированных приемов логоритмической работы. Работу начинаю с простых слоговых упражнений, отрабатывая произношение поставленных звуков в слогах; развиваю у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечается ударом ладони по столу). Предлагаю взмахом руки отметить ударный слог.
Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах применяю специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма помогает дошкольникам легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний. Использую считалки, в которых каждый ритмический акцент сопровождается движениями руки. Работая по теме "Деление слов на слоги", применяю следующие упражнения "Угадай, какое слово я задумала" (количество хлопков соотнести с числом слогов); самостоятельно отхлопать слово, отстучать на столе, отметить взмахами руки.
Все логоритмические задания служат целям коррекции речи, движения и личности детей в целом. Отсюда большое значение придается логоритмической работе с детьми там, где отмечаются различные нарушения речи. При этом очень важным является взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.