Выпуск № 1 (76) 2021

Харитонова Е.Г. План-конспект проведения занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода – волшебница»

Программное содержание:
Познакомить детей со способами очистки воды; продолжать учить делать выводы в соответствии с результатом проверки.
Расширять знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни человека, закреплять знания об агрегатных состояниях воды.
Развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить.
Развивать умение схематично изображать проделанные действия.
Поощрять проявления любознательности и навыки проведения лабораторных опытов, развивать социальные навыки умения работать в группе.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка.
Материалы: глобус, экран, проектор, картинки-слайды с изображением воды в природе, природные явления, музыка, разрезные картинки явления в природе, стаканчики для опытов, материал для фильтрования воды,ёмкости для воды, воронка, бумажные салфетки, марля, ватные диски, карточки со схемами, карандаши, капельки (модели).
Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека, чтение художественной литературы по теме «вода», наблюдения на прогулке, просмотр мультфильма "Приключения Незнайки и его друзей", свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель.Ребята, я приготовила для вас волшебную коробку. Кто хочет посмотреть, что там находится? (Вода).
Вода какая? (Ответы детей).
- Ребята, сегодня мы будем говорить о воде.
Ребята, посмотрите на глобус, это макет нашей планеты Земля. Посмотрите, какая она красивая и разноцветная. Какие цвета вы видите на нем? (белый, синий, зеленый, коричневый, желтый.) А что вы можете рассказать о воде, глядя на глобус?.Ответы детей.)
- А чего на земле больше, воды или суши? Трудно найти на земле место, где не было бы воды.А где живет вода? (рассматривание слайдов):озеро, речка, ручьи, водопад и т.д..
- А где вы видели воду на улице? (лужа, дождь, снег и т.д.)
- Кому нужна вода?
-Представьте, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет? (ответы детей)
Растения, животные, люди погибнут, поэтому воду надо беречь.
Воспитатель.Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете.
А сейчас на экране фотографии наших опытов. Давайте расскажем, какие свойства воды мы узнали из проделанных опытов (растворитель, не имеет формы). Вот как много вспомнили мы о воде.
Воспитатель.Вода – настоящая волшебница, она умеет превращаться и изменяться. Сейчас я вам предлагаю разрезные картинки с изображением воды в видоизмененном виде. У каждой разрезной картинки – рубашка своего цвета. Все картинки лежат рубашками вверх. Я вам предлагаю взять фрагменты одного цвета, сложить картинки и сказать, что общего во всех изображениях (явления природы).
- Когда можно увидеть туман, россу, иней?
- А сейчас я превращаю вас в капельки.
Подвижная игра «Капельки» (включается музыка)
Воспитатель.Дети, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
(Дети хаотично гуляют по залу.)
Но вот капельки встречается друг с другом, и получается ручеек.
(Дети разбиваются на пары и берутся за руки.Пары двигаются друг задругом.)
А теперь ручеек течет и впадает в море.
(Дети берутся за руки и образуют большой круг)
Наш круг может менять форму, каки вода.
(Круг из детей вытягивается в овал.)
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?
Дети. Вода будет нагреваться.
Воспитатель.Итак, каждый из вас — частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются,жара заставляет вас активнее двигаться.Каждый из вас стал частичкой пара
(Дети бегают по залу)
А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
(Дети обнимают друг друга.)
Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами -частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
Педагог вместе с детьми делаютвыводы:
1.       В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
2.       В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
3.       Вода в твердом состоянии — лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Кажется, что воды на Земле так много. Но не вся вода пригодна для питья. В морях и океанах она соленая. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют как питьевую. Через водопроводные краны после очистки она попадает в наши дома, детские сады и т. д. На Земле много людей и всем нужна вода. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
Правила (показ слайда)
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струёй.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
4. Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.).
Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я встретила почтальона и он передал мне для нашей группы письмо. Я еще даже не посмотрела, от кого оно. Давайте сейчас вместе посмотрим и прочитаем, от кого оно.
Здравствуйте, дорогие ребята! В цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берём воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать. Мы просим вас помочь нам!".
Воспитатель. В чём может заключаться наша помощь жителям цветочного города?
Дети:
- Можно отремонтировать водопровод.
- Привезти чистой воды.
- Попробовать самим очистить воду.
(Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей)
А теперь пройдите в нашу лабораторию.
- Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда
Тряпка под рукой всегда.
И никто здесь не промок. (Дети садятся за столы).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а с помощью чего мы сможем очистить воду?
(Дети предлагают взять различные фильтры: ватные диски, бумагу, марлю. Дети самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, стаканчики с грязной водой, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке).
В ходе эксперимента воспитатель организует диалог с детьми с целью осмысливания их действий и прогнозирования результатов.
Воспитатель:
- Что ты сейчас делаешь?
- С какой целью?
- Что предполагаешь получить?
- Что получилось?
- Какие выводы ты сделал?
- Какой способ очистки ты бы посоветовал жителям цветочного города?
- Выводы: (выводы делают дети, после эксперимента)
- Я очистил воду, сделав фильтр из ватных дисков;
- У меня вся грязь осталась на фильтре;
- Этой водой можно только мыть руки, стирать;
- Пить эту воду, наверное, нельзя в ней остались микробы;
- Воду надо прокипятить и тогда её можно будет пить.
Воспитатель. Ребята, а как об этом сообщить жителям Цветочного города? (ответы детей).
Воспитатель. Мы с вами нарисовали на схеме, как можно очистить воду, а как же нам отправить эти схемы в цветочный город? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, схемы можно отправить по почте. А что нам для этого нужно? (Ответы детей) Дети складывают схемы в конверт.
Итог занятия.
Сегодня мы говорили о воде. А что вам запомнилось и понравилось больше всего? А сейчас я вас награждаю капельками, но прежде всего скажите:
Что тебе понравилось?
Что тебе было трудно?
А что ты еще хотел бы узнать о воде?