Выпуск № 20 (95) 2021

Мичурина Е.М. Использование нетрадиционных материалов организации развиваю-щей предметно-пространственной среды ДОУ

В данном материале нетрадиционный материал РППС – это полотно ткани голубого цвета.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ стоит особо актуально.
При создании РС ДОУ необходимо обеспечить реализацию образовательного пространства для всестороннего развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья с учетом индивидуальных особенностей детей, двигательной активности, совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности их уединения.
В соответствии с ФГОС ПРС должна быть:
-содержательно-насыщенной - включать в себя средства обучения, материалы, инвентарь;
-трансформируемой - обеспечить возможность изменения ПРС в зависимости от образовательной ситуации;
-доступной - обеспечить свободный доступ воспитанников;
-безопасной - все элементы ПРС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
-полифункциональной - обеспечить возможность разнообразного использования составляющих ПРС для развития в разных видах детской активности.
Что мы сейчас и посмотрим. Мне в этом помогут 4 педагога.
Я приглашаю вас на разминку. Необходимо выстроиться в 2 колонки поровну по краю ткани лицом к друг другу. 1 колонка попрошу вас построиться здесь, 2 колонка-здесь.
1.Речка.
Представьте, что мы на берегу речки летом. Светит солнышко, поют птички, и журчит водичка. Нам захотелось поплавать. Мы зашли в речку и поплыли. Повторяем за мной движения.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Хорошо!
Мы с вами увидели, как можно с помощью данной ткани развивать мышление, фантазию и способствовать физическому развитию дошкольников.
2. Небо (релаксация).
В речке мы поплавали, теперь я хочу попросить вас закрыть ваши глазки, расслабиться. Представьте, что мы на берегу моря, а над нами чистое безоблачное небо.
В небе синем к нам издалека
Приплывают белые облака.
Накрывают облака мягким одеялом… (накрывают тканью)
Как приятно и легко
Всем ребятам стало!
Помашем облакам.
До свиданья, облака, небо голубое,
Много – много, много раз
Встретимся с тобою.
Открывайте ваши глазки!
Все вы в своей практике используете релаксацию как способ расслабления, снятия напряжения и настроя на позитивный лад ваших воспитанников. Мы с вами отдохнули, настроились на позитивный лад, а теперь можем продолжить.
3. Ветер.
Давайте вспомним, как нужно правильно дышать.
Опустите руки вдоль туловища, ноги слегка расставьте, вдох через нос, затем губы трубочкой, язычок дугой – выдох. Вспомнили? Представьте, что ткань это небо, которое хмурится, его заволокли тучи. А мы с вами ветер! Повторяйте за мной.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу. (вход носом)
Хочу налево посвищу, (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Хочу направо посвищу. (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
И тучи к нам уж не плывут издалека.
Молодцы! Как здорово у вас получается! Здесь мы увидели, как обычная ткань нам помогла в проведении дыхательной гимнастики. Далее.
4. Уединение.
В ФГОС большое и очень важное значение уделяется уединению. Любят дети забраться в уголок уединения, в котором можно посидеть в одиночестве, с любимой игрушкой и просто отдохнуть. И сейчас мы посмотрим, как можно использовать наш отрез ткани для уединения. Итак, я попрошу вас сделать шаг назад, а одного человека, например Вас, встать в середину со мной.
Если хочется тебе тишины, покоя
И с друзьями ты играть вовсе не настроен.
Отдохни, уединись, сам собой ты подружись,
А потом начнешь опять бегать, прыгать и играть.
Спасибо! Можете вернуться на свое место!
5. Карусель (развлечение).
Ну и конечно всем детям, да и нам, нравится веселиться. Давайте повеселимся и покружимся на каруселях. Подойдите, пожалуйста, к ткани, возьмитесь за края, и начинаем движения по кругу по ходу стихотворения. Кто знает слова – может повторять со мной!
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Благодарю вас! Мы с вами провели развлечение, которое важное значение играет в нашей работе с детьми, в тот же момент мы с вами развивали речь и физические качества.
6. Сенсорика.
Я попросила бы вас, построиться вновь в 2 колонки, как было изначально. Представьте, что мы на весеннем лугу. Только на нашем лугу еще нет цветочков. Давайте мы его украсим сами, составив композицию «полянка». Мои помощники сейчас раздадут цветочки. Вам нужно разложить их на своей половине полянки в произвольном порядке, может быть, вы положите кругом, может быть как-то волной, линеечкой, как вам будет удобно. 1 колоночка - это вы, раскладываете их на этой половине полянки, 2 колоночка - это вы, на данной половине полянки. Итак, приступим. (Музыка).
Очень хорошо. Все справились с заданием. Посмотрите, какая у нас красивая и очень яркая цветочная поляна получилась. Вот видите как мы с помощью данных пособий развивали мышление, фантазию, воображение, цветовое восприятие, эстетический вкус, мелкую моторику рук воспитанников. Цветочки же эти мы дарим вам в качестве сувениров на память о нас. Спасибо всем, присаживайтесь на свои места.
Заключение.
В завершении нашего мастер-класса мне бы хотелось подвести итоги. Давайте вспомним, какие же образовательные области были использованы в нашей работе сегодня?
Социально-коммуникативное развитие было, было. Данная область у нас присутствовала в таких вариантах работы, как:
v «Речка» (общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками);
v «Уединение» (становление самостоятельности);
v Развлечение – «карусель» (игровая деятельность);
v «Полянка» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).
Познавательное развитие было? Было. Это у нас и:
v «Речка», «Небо» (Здесь происходило развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации);
v «Ветер» (формирование первичных представлений о себе, других людях);
v Уединение (становление сознания);
v «Карусель» (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий);
v «Полянка» (развитие воображения и творческой активности).
Речевое развитие? У нас были и:
v беседы,
v повтор стихотворения вместе со мной, что способствует владению речью как средством общения и культуры; обогащению активного словаря; развитию речевого творчества; понимание на слух текстов стихотворений детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие
v «Речка», «небо», «карусель» (восприятие и понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, развитие фантазии, воображения);
v Полянка (реализация самостоятельной творческой деятельности детей, развитие фантазии, воображения, цветового восприятия).
Физическое развитие. Данная область присутствовала во всех вариантах работы. Это и:
;«Речка»; «Небо»; «Ветер»; «Уединение»; «Карусель»; «Полянка», где мы с вами делали разминки, правильно дышали, приседали, вставали, развивали моторику рук, бегали, все то, что соответствует развитию физических качеств.
Использование данного нетрадиционного материала в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения соответствует всем пяти образовательным областям ФГОС ДО, и при этом всем принципам построения ППРС: она содержательно-насыщенная, трансформируемая, доступная, безопасная, полифункциональная.

Библиографический список
  1. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  2. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – с. 5-12.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265)
  5. Савченко, В. И. Унифицированный вид консультаций для воспитателей [Текст] / В. И. Савченко // Практика управления ДОУ. – 2015. - №5. – с. 37