Выпуск № 1 (76) 2021

Голованова Е.И., Рябова Е.Н. НОД по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе) «Приключения Незнайки в волшебной лаборатории»

Цель: развивать у детей познавательный интерес.
Задачи:
- образовательная: расширение детского кругозора;
- развивающая: развитие диалогической и монологической речи, расширение активного и пассивного словарного запаса, развитие творческих способностей, развитие мышления, анализа и способностей делать выводы.
- воспитательная: воспитание любознательности, воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитание внутренней гармонии и чувства прекрасного.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, материалы для проведения опытов, халаты, шапочки, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: еженедельная работа по долгосрочному проекту «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-исследовательскую деятельность», проведение различных экспериментов.
Ход занятия:
Звучит музыка, дети заходят в группу.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте мы с вами поздороваемся под веселую музыку.
Звучит музыка, дети выполняют движения под музыку:
Я здороваюсь везде-Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской...курице. (Дети показывают «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Воспитатель: В нашем всем знакомом слове «Здравствуйте» звучит очень доброе пожелание – мы все желаем друг другу здоровья! Ребята, что же нужно, чтобы сохранить свое здоровье? (Ответы детей). Совершенно верно, вы все правильно перечислили: нужно делать зарядку, чистить зубы, умываться, соблюдать правильный режим дня и, конечно же, нужно правильно питаться, то есть кушать полезные продукты.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться.
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться и при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!
Ребята, я приглашаю вас в опытно-экспериментальную лабораторию, для этого нужно одеть шапочки. Сейчас мы с вами сможем сами посмотреть и узнать, почему одни продукты считаются вредными, а другие – нет!
Слышен звук пролетающего самолета, затем звучит музыка и входит Незнайка.
Незнайка:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном —
Я главный хвастунишка.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Я занят разными делами,
Лишь учиться все же лень.
Я — художник знаменитый,
Я — известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно я одет.
Кто я, быстро отгадай-ка!
Как зовут меня? — (Дети хором) Незнайка.
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй Незнайка! Ты замечательно с нами поздоровался, но всем нам кажется, что ты немного грустный?
Незнайка: да, это правда. Я грустный. Это все потому, что уже давно я себя плохо чувствую, у меня болит живот и совсем нет настроения…..
Воспитатель: Что же случилось?
Незнайка: Я не знаю… Но, чтобы вылечиться и поднять себе настроение, я каждый раз ем чипсы, а также конфетки «Ментос» и запиваю все эти вкусности кока-колой! Но почему-то мне это не помогает….
Воспитатель: Ребята! Правильно ли делает Незнайка? (Ответы детей) Дорогой Незнайка, мы приглашаем тебя пройти с нами волшебную лабораторию и узнать, почему вредны кока-кола, «Ментос» и чипсы.
Незнайка соглашается, он, дети и воспитатель подходят к первому столу (под музыку). Дети садятся вокруг стола, рядом с воспитателем садится Незнайка.
Воспитатель: Кока-колу придумал военный врач Джон Стит Пембертон 130 лет назад как лекарство для раненых солдат. Как и многие другие изобретения, Кока-Кола не задумывалась для забавы. Тогда, как и сейчас, ее готовили из листьев коки и ореха, который называется Кола, поэтому она так называется. И сначала ее продавали в аптеках. Почему же вредна кока-кола? Все очень просто: можно взять бутылочку и прочитать состав продукта….
1 опыт – о вреде колы и «Ментос». Проводят воспитатель и Незнайка. Далее воспитатель показывает схему опыта на экране и объясняет, почему кола и конфеты «Ментос» так вредны для здоровья.
Воспитатель: Сейчас, уважаемый Незнайка и вы, ребята, посмотрите еще один опыт. На этот раз это будут чипсы и поговорим мы о вреде этого продукта. Чипсы - это обжаренные в масле тонкие ломтики картофеля. История создания чипсов началась целых 150 лет назад, в одном американском городе. Один из капризных посетителей местного ресторана сделал заказ, где одним из пунктов была жареная картошка. Готовить ее выпало одному из поваров, Джорджу Краму. Клиент приготовленным картофелем остался недоволен, он сказал, что картофель порезан слишком толстыми ломтями. Тогда в ответ повар, решив проучить вредного клиента, порезал картофель толщиной с лист бумаги и обжарил его в масле. Так картофель и был подан клиенту. Каково же было удивление, когда капризный клиент после пробы такого блюда похвалил повара.
С этого дня чипсы (это слово переводится как «чешуйки»), надолго стали фирменным блюдом этого заведения. Но, дело в том, что сейчас для приготовления современных чипсов используют очень много масла, а также добавляют и другие вредные компоненты. Сейчас мы проведем с вами опыт, который покажет нам очень большое количество масла в чипсах.
2 опыт (2 опыта в одном) – о вреде чипсов. Наличие масла в чипсах. 1 выполняют все дети: перед каждым ребенком тарелочка с чипсом, бумажная салфетка. После проведения опыта дети делятся впечатлениями. 2 опыт выполняет воспитатель – поджигание чипсов. Далее воспитатель показывает схему опыта на экране и объясняет, почему чипсы вредны.
Воспитатель: Незнайка, теперь ты понимаешь, почему у тебя все время болит живот и ты ходишь грустный?
Незнайка: Да, вы показали мне удивительные вещи! Я хочу с вами пойти дальше по вашей волшебной лаборатории!
Воспитатель: Хорошо! Но сейчас, прежде, чем мы отправимся дальше, предлагаю сделать небольшую зарядку, для того, чтобы стать бодрыми и жизнерадостными! Наши дети – очень любознательные, настоящие Любознайки!
Звучит музыка «Любознайки», дети и Незнайка с воспитателем делают зарядку.
Воспитатель: Друзья, наша беседа о вредных и полезных продуктах продолжается. Приглашаю вас проследовать за мной.
Все подходят ко 2 столу, садятся вокруг. На столе под салфеткой лежат 1 блюдо – яблок, 2 блюдо - картофель.
Воспитатель: Сейчас стихотворение о яблоке нам прочтет….
Ребенок 1:
Мама мне твердит: «Полезно
Кушать, доченька, железо!»
В руки яблоко дает…
Где железо? Кто поймет?
Сковородки и кастрюли -
Это - верю! Это - да!
Но чтоб овощи и фрукты -
Извините, ерунда!
Кто поможет дать ответ,
Есть железо или нет?…
Почему нужно кушать яблоки? (Ответы детей).
3 опыт – наличие железа в яблоках. Проводит воспитатель. Далее воспитатель показывает схему опыта на экране и слушает мнение детей. Воспитатель делает вывод: нужно кушать яблоки, содержащие большое количество железа для улучшения работы нашего мозга, для улучшения памяти и для хорошего пищеварения. Наш организм будет работать как часы!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что во 2 блюде? Предлагаю прочитать стихотворение …..
2 ребенок:
Самый главный овощ этот.
Расскажу вам по секрету,
С этим овощем рецептов,
Как загадок и ответов,
Больше тысячи, наверно,
И все необыкновенны!
И вареников начинка,
И гарнир к филе — грудинке,
И, конечно, всем приманкой
Станет с нею запеканка.
Вот такой вот овощ этот!
Думать тут совсем немножко,
Все узнали вы …..картошку.
4 опыт – наличие крахмала в картофеле. Проводит воспитатель и 1 ребенок. Далее воспитатель показывает схему опыта на экране и делает вывод, для чего нужен крахмал: Крахмал – это главный источник получения энергии для человека. Он очень полезен и тоже помогает нашему организму работать слаженно!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Дети, Незнайка и воспитатель делают небольшую зарядку:
Физкультминутка:
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Воспитатель: Дорогой Незнайка! Теперь ты понимаешь, как важно правильно питаться?
Незнайка: да! Спасибо ребята, мне было очень интересно и увлекательно путешествовать с вами по вашей лаборатории. Но мне уже пора к себе в Цветочный город, я хочу рассказать другим коротышкам о пользе овощей и фруктов и о вреде колы и чипсов. Я хочу, чтобы в моем Цветочном городе все коротышки были здоровы.
Воспитатель: Хорошо, Незнайка. Тогда мы поможем отправиться тебе обратно.
Все садятся за 3 стол, 5 опыт – надувание воздушного шара с помощью соды и лимонного сока. Проводит воспитатель и 3-4 ребенка. Далее воспитатель показывает схему опыта на экране.
Звучит музыка, Незнайка берет бутылки с надувшимися воздушными шарами и уходит.
Воспитатель (за 3 столом) подводит итоги: Чем сегодня занимались? О чем говорили? Где сегодня находились? Кто был в гостях? Почему у Незнайки болел живот? Какие продукты полезны и почему? Какие продукты вредны и почему? Что еще нужно делать, чтобы быть здоровым.
Звучит музыка.