«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова
Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка».
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования, как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия.
Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством». Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии- гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге- успешно социализировать.
Арт-терапия- безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия- психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат.
Искусство- лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
ü Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;
ü Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями;
ü Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии);
ü Способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
ü Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
ü Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
ü Создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
ü Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Существует большое разнообразие техник и способов нетрадиционного рисования, которые широко применяются для работы с дошкольниками с ОВЗ. Рассмотрим некоторые из них:
1. Рисование приемом «рука в руке».
Способ рисования: Педагог удерживает в своей руке руку ребенка и направляет движение его руки. Так же педагог поддерживает ребенка за грудь, чтоб он не заваливался на стол и старался ровно держать спинку.
Задачи:
-научить правильному рисованию, чтоб впоследствии не пришлось переучивать ребенка;
-научить правильному использованию пишущих инструментов;
-показать ребенку, что взрослый (педагог) готов ему помочь в освоении нового.
2. Рисование методом «тычка» (сухой кистью, ватной палочкой)
Способ рисования: Ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
Задачи:
-познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
-развивать творческое воображение детей при рисовании узоров, цветов, снега;
-формировать чувство ритма и композиции в художественном творчестве.
3.Оттиск поролоном через трафарет или рисование готовой матрицей
Способ рисования: Поролоновый тампон или готовую матрицу окунается в краску. Дети учатся рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном на силуэте предмета или отпечатки матрицы на рисунке.
Задачи:
-развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
-развивать воображение и творческие способности;
-формировать чувство ритма.
4. Рисование ладошкой или пальчиками
Способ рисования: Ребенок окунает пальчики или ладошку в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками (ладошкой), распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развивать мелкую моторику рук.
Значение арт-терапии и нетрадиционного рисования для педагогической деятельности неоценимо. Данные технологии позволяют педагогу установить контакт с дошкольником, а ребенку максимально адаптироваться в новых условиях, обрести индивидуальность и перестать бояться нового.
Главные принципы арт-терапевтической деятельности такие, как создание комфортной и благоприятной атмосферы, одобрение творческой деятельности ребенка, безусловное принятие воспитанника являются необходимыми условиями и залогом для успешного проведения занятий.
Именно техники нетрадиционного рисования в рамках арт-терапевтической практики позволяют добиться максимального развивающего эффекта в работе с детьми с ОВЗ.
Список литературы
1.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/А.В. Никитина.- Санкт-Петербург: КАРО, 2016г.-96
2. Шаляпина Н.А.Нетрадиционное рисование с дошкольниками /Н.А.Шаляпина. - М.:ООО ТЦ Сфера,2016г.-70с.
3.Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
4.Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002.
5.https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz-chetyre-effektivnye-tekhniki/