Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей.
Задумавшись над социализацией детей в ДОУ, я выбрала тему для работы «Ранняя профориентация детей». Целью, которой стало сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Работа по проекту началась ещё с младшей группы. Когда мы с помощью родителей собрали фотоматериал «Где работает мама и папа»- рассматривали фото и искали знакомые атрибуты в группе, произнося «Я как мама доктор», «Я как папа милиционер», а затем в группе прошло маленькое путешествие «Путешествие с Зайкой по профессиям мамы и папы». Здесь мы воспитывали интерес к различны видам профессий. Закрепили знания о папиной профессии, закрепили знания об орудиях труда.
Нами продолжается работа по ознакомлению детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями. С детьми ведутся беседы «Я уже большой – я умею помогать», «Как я помогаю дома», «Мои обязанности», «Что такое трудолюбие». А ещё благодаря беседам мы с ребятами выяснили, что ребенок, обладающий трудолюбием, будет успешнее учиться в школе. Ведь учеба такой же труд, работа, как у взрослых.
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать. Дети с удовольствием слушали произведения С.Я. Маршака «Пожар», «Почта», С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. И самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Нам в этом помогают сюжетно – ролевые игры. (ролик)
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.) Имея в уголке ряженья «Профкостюмы» дети с удовольствием обыгрывали сюжетно – ролевые игры: «На приёме у врача», «Прививочный кабинет», «Магазин», «Полицейский на дороге», «Поездка в автобусе» (водитель, пассажир, контролёр), «Кафе». В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, дети учатся выполнять свои замыслы. В сюжетно-ролевых играх наши ребята пытаются изобразить профессии своих родителей.
Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, я использовала такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов), а также пазлы и разрезные картинки «Профессии», «Одень куклу на работу».
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Понимая все это, я сразу поняла, что самыми первыми помощниками в реализации моей работы по ранней профориентации будут родители нашей группы.
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний.
Летом благодаря маме, Паши Старенького, которая работает почтальоном, мы с нашими ребятами совершили экскурсию на главное отделение почты ст. Старощербиновской. Нас с радостью встретили работники почты. Дети увидели ленту, по которой «едут» посылки, каждый из детей смог поставить почтовый штамп, нам рассказали, для чего нужна марка, показали почтовую сумку и письма, разложенные в отдельные ячейки по адресам. Покидали почту с хорошим настроением. И в заключение сделали фото на крыльце «Почты».
Побудить интерес к жизни детского сада, установить тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми помогают разнообразные формы работы с родителями. Сближению детей, родителей и воспитателей способствовала такая форма работы, как создание роли для родителей – «Гость группы». Родители беседовали с детьми о профессиях, проводили мастер-классы, играли в игры.
Так в рамках проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями, как организация ранней профориентации дошкольников» прошло мероприятие «Гость группы».
В гости к ребятам пришла Ольга Геннадиевна Воронкина, мама воспитанницы группы №1, Рожко Леры. Ольга Геннадиевна рассказала детям, что работает в МБУ ДО ДДТ, педагогом дополнительного образования.
Из беседы ребята узнали, что профессия Ольги Геннадиевны посвящена тому, чтобы научить детей делать своими руками разные поделки. Для изготовления поделок она с ребятами использует разный материал: бумагу, пластилин, глину, клей, ткань.
За участие в конкурсах и свой талант Ольгу Геннадиевну не раз награждали дипломами и грамотами. В нашей группе живёт много поделок, сделанных её руками. И для этой встречи мама Леры подготовила новую выставку работ.
Ольга Геннадиевна, вместе с детьми своими руками сделали открытку ветеранам ВОВ. Данная тематика была выбрана не зря. Эти работы посвящены дню освобождения Щербиновского и Ейского района от немецко – фашистских захватчиков. (6 февраля)
После встречи, дети говорили, что у Лериной мамы, очень интересная и увлекательная профессия.
Ведь уметь, что то делать своими руками, это увлекательно и полезно!
Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии
Форма работы «Гость группы», нам помогает узнать не только о профессиях родителей, но о их любимом занятии, хобби. Так, 19 февраля группе № 1, в рамках патриотического месячника посвящённое 75-летию Победы над фашистскими захватчиками, прошло тематическое мероприятие «Стихами о войне».
Мною была, подготовила презентация «Детям о войне», беседа о трудностях войны и о том, как дети помогали взрослым в это трудное время. Ребята с гордостью читали стихи о великой Победе над фашистами.
На мероприятие в гости была приглашена Щукина Ольга Александровна, бабушка Щукиной Яны. Ольга Александровна, рассказала, что её хобби, это сочинение стихов. На мероприятии она поделилась стихами собственного сочинения о ВОВ. Дети с замиранием сердца слушали стихи Ольги Александровны. В конце мероприятия все вместе подпевали песню «День Победы». Так же детям и гостям были вручены георгиевские ленточки - символ воинской славы, отваги, мужества, символ Победы.
Проведя такую работу, мы педагоги с уверенностью можем сказать, что дети группы№1 получили возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых. Считаю, что нам удалось сформировать у детей эмоциональное отношение к профессиональному миру. Что является непосредственной целью ранней профориентации дошкольников.
Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство «Учитель», 2009 – 159с.
2. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -310с.
2. . Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.
3. Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари –М.: Издательство «Детская литература», 1989 -15с.
4. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. 62 Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.