Меню - Вестник дошкольного образования
Вестник ДО / Меню
Выпуск № 56 (131) 2021

Херсонская В.В. Пальчиковая гимнастика в повседневной жизни детского сада

«Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

М.М. Кольцова

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».

В.А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика — это игра и тренировка по согласованию движений пальцев рук с одновременным проговариванием текста стихотворения. Она плодотворно сказывается на развитие памяти, речи, мышления, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, фантазии ребёнка. Систематическая работа в данном направлении может дать хорошие результаты, благотворно сказаться на физическом и психическом здоровье детей.
Задача воспитателя, в игровой, непринуждённой форме использовать пальчиковые игры способствуя развитию ребёнка.
Обучение пальчиковой гимнастики происходит постепенно. На первом этапе, педагог знакомит детей с новой пальчиковой игрой. Воспитатель эмоционально и выразительно проговаривает текст сопровождая показ движениями рук. Педагог старается вызвать интерес у детей, желание выполнять движения. Игру можно повторить несколько раз.
На следующем этапе, дети воспроизводят движения, по показу взрослого. Воспитатель следит за правильным, точным выполнением. Далее, ребята начинают не только повторять заученные движения, но и проговаривать текст, запоминая его. В процессе заучивания, когда текст и движения знакомы, происходит процесс согласование движений рук и речи.
В детском саду выбор темы гимнастики логично согласовывать со временем года, или с названием тематической недели. Так для тематической недели «Осень» можно разучить с детьми: пальчиковые игры «Дождик», «Грибы», «Осенние листья».
Где и когда можно использовать пальчиковые игры? В образовательной, познавательной деятельности. Например, на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других видов детской деятельности. Пальчиковая гимнастика, может служить, как элемент переключения внимания, от одного задания к другому. В продуктивной и других видов деятельности для разминки пальцев рук перед рисованием, лепкой, а также для отдыха и расслабления пальцев рук после выполнения задания.
В играх –драматизациях стихов, русских народных потешек. «Мишка», «Зайка серый», «Котик» и другие.
Можно и нужно включать пальчиковые игры в режимные моменты. Например, в раздевалке, как подготовку к переодеванию можно использовать пальчиковые игры: «Штанишки, колготки», «Маша варежку надела».
В тёплое время года, на прогулке ребята с интересом выполняют пальчиковую гимнастику «Грабли», «Жук», «Бабочка».
Во время подготовки к завтраку, обеду, ужину подойдут пальчиковые игры «Машина каша», «Супчик», «Компот».
В умывальной комнате, пальчиковая гимнастика «Моем
руки», «Водичка» будет не только упражнять детские пальчики, но и поможет вспомнить последовательность мытья рук, закрепить культурно-гигиенические навыки.
Готовясь к дневному сну, можно использование пальчиковую гимнастику. Она окажет релаксирующее действие, настроит ребёнка на сон. Например, «Пальчики засыпают», «Спать пора», «Колыбельная». Живой интерес у детей вызывает использование пальчиковых игр с музыкальным сопровождением по методике Е. Железновой.
Для закрепления полученных навыков, можно предложить родителям поиграть дома с детьми, используя пальчиковую гимнастику. Чтобы научить взрослых пальчиковым играм, можно провести с мастер-класс по теме «Пальчиковая гимнастика, играем дома с детьми», поместить консультацию для родителей на стенде, организовать выставку-библиотеку книг пальчиковых игр.
В повседневной жизни детского сада легко и просто использовать пальчиковые игры. Главное – увлечь этим процессом ребят. Дети будут с удовольствием играть и развиваться в течении всего пребывания в детском саду.
Список литературы:
1.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009.- 143 с
2 Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
3.Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.