Выпуск № 30 (56) 2020

Билялова З.Ш. Формирование социальной компетентности дошкольников

Дошкольное детство является периодом первоначального становления личности. В течение данного периода закладывается фундамент, служащий основой для будущих воспитательных воздействий и самоактуализации ребёнка. В современных условиях социализация дошкольника происходит в условиях стремительных общественных изменений. В этой связи усвоенный детьми множественный опыт способен выводить их за пределы традиционных социализационных моделей и правил, что не всегда положительно сказывается на уровне сформированности социальной компетентности и успешности социализации. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что важной психолого-педагогической проблемой является изучение факторов и условий, способствующих формированию социальной компетентности дошкольников.
По мнению Т.Н. Антоновой социальная компетентность представляет собой: «интегративные качества личности, формируемые в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций» [1, с. 55].
Т.Н. Захарова под термином «социальная компетентность» рассматривает «качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений» [4, с. 113].
А.Г. Гогоберидзе понимает социальную компетентность как «готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребёнка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [3, с. 14].
Анализ работ исследователей, разрабатывающих проблему формирования социальной компетентности дошкольников (Е.Р Артамонова, О.Ф. Борисова, А.С. Гогоберидзе, Т.Л. Пасальская, Л.В. Трубайчук, Ю.Е. Уфимцева, Г.М. Яппарова) позволяет обосновать необходимость начинать процесс формирования социальной компетентности детей именно в период дошкольного детства. Эта необходимость аргументируется учеными тем, что данный возраст является сензитивным периодом социального развития человека.
Данное утверждение поддерживает и Т.Н. Захарова, подчеркивая, что «важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность» [4, с. 113].
Процесс формирования социальной компетентности не может быть эффективным без знания и учета ее структуры при организации учебно-воспитательного процесса. По мнению В.Н. Белкиной, Т.Н. Захаровой, социальную компетентность дошкольника составляет совокупность приобретаемых ребёнком начальных компетенций, необходимых для вхождения растущей личности в общество, а также комплекс необходимых умений и навыков, представляющих ценность для его последующей жизни. К данному комплексу исследовательница относит умения и навыки: коллективного поведения и коллективной деятельности; принимать общие цели; осуществлять познавательную деятельность; привыкать к саморегламентации собственной активности, к согласованию ее с окружающими на основе общечеловеческих ценностей [2]. Целенаправленная деятельность по формированию начальных компетенций и указанных умений и навыков является основным условием формирования социального опыта и социальной зрелости личности.
Социальная компетентность дошкольника формируется в процессе его социализации. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, «адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам (Т. Парсонс, Р. Мертон); с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, А. Олпорт, К. Роджерс). Этот процесс можно рассматривать как его «интеграцию» в систему общественных отношений.
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой, формирование определенного уровня ее социальной компетентности.
Многие известные педагоги и философы (А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.) обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка.
Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики, так или иначе, затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка, специфики внешнего воздействия. Этой проблеме посвящены исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Г.М. Гуткиной, В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.
На прохождение процесса социализации, формирования социальной компетентности ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, в частности, является ли она интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.
Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы.
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия окружающей действительности.
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями. К ним относятся производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации.
В процессе взаимодействия человека с ними происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который, в целом, создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.
Рефлексивный механизм связан процессом осмысления человеком своего места в системе взаимоотношений с окружающими, в результате чего происходит его личностное становление, формирование и изменение.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности, зная механизмы социального становления ребенка, мы может выделить условия, которые необходимы для социального развития дошкольника, формирования у него определенного уровня социальной компетентности.
Среди условий наиболее значимыми с наших позиций являются:
-     целенаправленная деятельность образовательного учреждения в этом направлении;
-     единое пространство развития ребенка как на уровне конкретного учреждения, так и при включении в него различных субъектов социального окружения, обеспечивающих функционирование учреждения как открытой образовательной системы;
-     непосредственная разнообразная деятельность ребенка - свободная или специально организованная, собственная или совместная со значимыми для него людьми, которая рассматривается как способ проявления активности и инициативности ребенка в системе социальных отношений, как возможность определить свое место среди других людей.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования основ социальной компетентности детей, являющейся одним из основных условий дальнейшей многокомпонентной личностной успешности ребёнка на последующих ступенях образования. Формирование социальной компетентности предполагает знание педагогами и старшими воспитателями ее сущности, содержания и структурных компонентов, а также обеспечение открытости образовательной организации и создания благоприятного для повышения уровня социализации дошкольников образовательного пространства на основе идеи социального партнерства. Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.


Список литературы:
1. Антонова Т.Н. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы вы­явления / Т.Н. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
2. Белкина В.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника / В.Н. Белкина, Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №1. – С. 14 - 19.
3. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А.Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – №1. – С. 10 - 19.
4. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников / Т.Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – С. 113 - 117.