Осипова Г.И., Карикова О.В. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Птицы»
Осипова Г.И., Программное содержание: Познавательное развитие: -расширять,обогащать знания и представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида и поведения птиц; -развивать речь, внимание, память детей, наглядно-образное мышление продолжать развивать умение сравнивать и обобщать. Речевое развитие: -продолжать говорить фразами, используя сочинительный союз «и» и сравнительный союз «а»; -развивать умение выражать впечатления о прочитанном речевыми и невербальными средствами. Социально-коммуникативное развитие: -воспитывать интерес детей и заботливое, бережное отношение к птицам. Методы и приёмы: 1. Сюрпризный момент 2. Проблемная ситуация 3. Вопросы 4. Использование ИКТ 5. Карточки – символы 6. Поощрение 7. Имитационные движения 8. Звукопроизношение 9. Звукозапись 10. Пальчиковая гимнастика 11. Художественное слово Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей Ирину Б., Сашу Л.,Аню Е. Словарная работа: активизировать словарь детей словами чирикает, каркает и др. Предварительная работа: беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихов о птицах, п/и «Повтори движения», обыгрывание стихотворений «Мы кормушку смастерили». Материалы: снеговик, кормушка, презентация с птицами, голоса птиц, горошины по 5 и фасоль по 5 штук на каждого ребенка, формы картон и квадратной формы картон на каждого ребенка, тарелочки, фломастеры. Ход НОД: Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг и все дружно встанем в круг Слышится стук в дверь. Воспитатель: Ой, вы слышите, кто-то стучит в дверь. Кто же это может быть? (Воспитатель открывает дверь, а за дверью снеговик с кормушкой). Воспитатель: Здравствуй, Снеговик! Ты откуда к нам пришел? И что это у тебя в руках? Снеговик: Я гулял в парке, а еще я нашел вот такую штуку, только вот не знаю, что это такое и что мне с ней делать. Воспитатель: Может быть, наши ребята знают? (Да, это кормушка, домик для птиц) Снеговик: А зачем она нужна? (Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают кормушки и подкармливают птиц) Снеговик: Я видел в парке птиц, только вот не знаю что это за птицы? Воспитатель: Поможем, ребята, Снеговику? Расскажем о птицах? Присаживайтесь, ребята, тихонечко на стульчики. Воспитатель:Загадываю вам загадки, на загадки дай отгадки! Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) Как вы догадались, что это снегирь? (У снегиря красная грудка, он появляется, когда выпадает снег, любит кушать рябину) После того, как дети отгадают загадку, показывается слайд. Непоседа, невеличка, желтогрудая птичка, Ем я сало и пшеницу, А зовут меня…? (Синичка) Как вы догадались, что это синичка? (У нее желтая грудка, любит сало) Воспитатель: К нам пришел черед, сыграть в игру наоборот. (Пригласить снеговика). Всё у вороны и воробья разное? Ворона большая, а воробей… (маленький) Ребята, скажите, какая ворона по размеру? (Большая) Тяжелая Покажите, какой воробей по размеру? (Маленький) Легкий Ворона ходит, а воробей… (Прыгает). Ворона каркает, а воробей… (Чирикает) Громко покаркаем как ворона? А как воробей чирикает? Как голубь гулит? Покажите, как ходит ворона? Как прыгает воробей? Но чем- то все птицы похожи. Чем же? Сколько у всех птиц ног? (Две) Чем покрыто тело птицы? (Перьями) Как едят все птицы? (Клюют, у всех есть клюв) Что еще есть у птиц? (Крылья) Приглашаю поиграть в игру «Птички» Воспитатель: А мы сейчас с вами превратимся в птиц. (каждый ребёнок выбирает птицу) Ребята встанем друг за другом и стайкой полетаем. Полетели по кругу. Важно походим как ворона, попрыгаем как воробушки. Устали и приземлились на полянку. Увидали дятла на дереве и постучали, как дятел. Отдохнули, встали и дальше полетели. (полетели и на стульчики сели) Ну, что птички, проголодались? (Да). А у Снеговика есть кормушка. Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли… В гости в первый день недели. К нам все птицы прилетели. (Дети имитируют птиц, летают, садятся и клюют корм). Воспитатель: Снеговик, ребята, а вы слышали, как поют птицы? Предлагаю вам послушать. (Пение птиц). Ребята, как вы думаете, почему зимой многие птицы прилетают к жилью человека? (Человек подкармливает птиц, делает кормушки) Предлагаю подойти к столу. Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе находятся квадраты по количеству детей, а так же горох и фасоль в отдельной тарелочке на каждого по 5-6 штук. У нас на столе лежат квадраты– это кормушки для птиц, а горох и фасоль – птицы. Насыпьте в кормушку зёрен. (Дети должны поставить много точек фломастером на кормушках). На кормушку прилетели 3 маленькие птички. (Дети должны выбрать из тарелочки горошины и положить на квадрат) А ещё на кормушку прилетели столько же больших птиц. (Дети должны выбрать из тарелочки 3 фасолины и положить на квадрат) Начали птицы клевать угощения. (Клю-клю-клю…) Берут горошины и фасоль и клюют корм. Воспитатель: Снеговик говорит, что ему очень понравилось, как вы рассказали о птицах, и он хочет подарить вам эту кормушку. Ребята расскажите снеговику, что больше всего сегодня вам понравилось делать? (ответы детей) Спасибо тебе, Снеговик, за подарок, мы пойдем на прогулку, повесим кормушку на дерево и будем кормить птиц. Литература: 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2014. (Образовательная система «Школа 2100») 2. Методические рекомендации для воспитателей учителей и родителей к пособиям для детей 2-7 лет «Здравствуй, мир!» 2011г.