«Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только
подражать и копировать».
Л. Н. Толстой
Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.
Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта — художественного произведения, картины, механического прибора.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой, он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, политической, и других, там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Способность к творчеству присуща только человеку. Оно предполагает наличие субъекта-творца деятельности, который стремится самостоятельно, создать нечто новое, оригинальное.
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.
В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности в том числе: в изобразительной, в художественно-речевой, в музыкальной.
Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание педагогов.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии.
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде с ЛЕГО, так как он позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться
Ведь Лего является одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной.
Это технология, позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, познавательной; воспитание личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
С помощью лего-конструктора, дети могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Основные принципы использования LEGO –технологий:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
В нашем детском саду лего – конструирование не просто игровой материал для детей, а великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников. Позволяет педагогам сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), а воспитанникам проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
В работе используем наборы серии LEGO Education и Лего дупла.
Использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная).
Конструктор ЛЕГО используется практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т. д.
Для отслеживания эффективности использования Лего-конструирования, как средства развития творческих способностей детей, проводилась диагностика–обследование возможностей детей, эмоционального личностного отношения к данной деятельности. Для этого были отобраны критерии и определены параметры по уровням развития конструктивной деятельности. Для определения творческих способностей детей была использована методика Е. Туник, субтест «Эскизы», отслеживающий оригинальность изображений.
Диагностику решила проводить в форме наблюдения за свободной игрой детей с конструктором ЛЕГО. Наблюдения показали, что технические навыки конструирования у детей были сформированы частично, только у 15% детей наблюдались четкие, самостоятельные действия с деталями, 30% требовалась незначительная помощь со стороны воспитателя, а 55 % могли конструировать только с помощью воспитателя.
Согласно требованиям ФГОС ДО в группе должны быть созданы условия и образовательная среда, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Таким образом, появился «Центр конструирования», где находятся конструкторы различной модификации.
Для уголка конструирования изготовила карточки-схемы по основным темам.
Разработаны конспекты занятий. Занятия проводятся в соответствии с планированием и тематическими неделями.
Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Поэтому с ними была организована работа, с целью повысить педагогическую компетентность в области Лего-технологий. С ними проведено консультирование по теме «Лего-конструктор – игра для развития детей»,
«Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»
Памятка для родителей «Играем в Лего дома»
Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО».
Используя в своей работе ЛЕГО - конструктор, я стала замечать, что в настоящее время дети проявляют интерес к самостоятельному изготовлению построек, умеют применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, у них выражена познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
В результате проделанной работы у детей повысился интерес к Лего-конструированию.
Развиты умения ориентироваться в схемам построек; навыки конструирования по образцу, схемам, замыслу, условиям, по собственным чертежам.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
А самое главное детям нравится этим заниматься.
В настоящее время, в помещении детского сада оформляем комнату - Центр развивающих игр «Леготека». Разработала программу кружка.
Прошла переподготовку по «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых». И готовлюсь вести кружок «Леготека».
Заключение
И так, уважаемые коллеги, сделаем вывод, что использование конструктора LEGO является великолепным средством для развития творческих способностей у дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
При использовании конструктора у детей развивается самостоятельность; открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. Конструкторы типа LEGO позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.