Выпуск № 56 (131) 2021

Зыкова Е.А., Бестужева О.Л. Виртуальная экскурсия как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Человек не может быть патриотом, когда не чувствует личной связи с Родиной, не знает, как любили и берегли её наши предки, наши деды и отцы. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия очень яркие и сильные, поэтому они остаются в памяти надолго. От того как будут сформированы патриотические чувства в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей страной. Наиболее значимыми инструментом для ознакомления детей с окружающим миром, по нашему мнению, является экскурсия.
Экскурсия – неотъемлемая часть воспитательно–образовательного процесса в дошкольном учреждении, она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и, тем самым, приобщиться к истории Родины. В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс ДОУ существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным.
В отличие от традиционной экскурсии, виртуальная экскурсия, имеет ряд преимуществ. Воспитатель, исходя из выбранной темы, сам подбирает материал, который доступен, понятен и интересен детям дошкольного возраста. А также возможность повторного просмотра.
Такая форма экскурсии позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу – повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.
При подготовке к виртуальной экскурсии педагогами ДОУ ведется работа с родителями. Обсуждается тема экскурсии, в результате чего родители делятся своими семейными видеозаписями и фотографиями, которые необходимы для организации экскурсии. На основе собранного материала педагоги составляют маршрут и текст экскурсии в программе Prezi. Он должен быть кратким, доступным детям и соответствовать видео, или фотоматериалу. Чтобы сделать экскурсию интересной и запоминающейся для дошкольников, в нее включаются викторины, игры, конкурсы, соревнования. Для усиления эффекта образовательного воздействия на эмоциональное восприятие воспитанников используется музыкальное сопровождение и аудио файлы.
Так педагогами ДОУ были составлены и проведены виртуальные экскурсии на темы:
1. К юбилею 170 лет Самарской губернии, для расширения познавательного интереса воспитанников к культурному наследию родного края, была разработана интерактивная экскурсия «Прогулка по Самаре», где дети знакомятся с достопримечательностями города Самары, с гербом, географическим расположением Самарской губернии.

«Прогулка по Самаре»




















2. Для расширения познавательного интереса воспитанников к героической истории своего народа был создан мини-музей посвященный Великой Отечественной Войне. На его основе был создан виртуальный музей «Мы помним ваши имена».

«Мы помним ваши имена»















3. Ко дню космонавтики была создана виртуальная экскурсия «Первые шаги в космосе», где дети знакомятся с историей развития отечественной космонавтики.



«Первые шаги в космосе»



















Использование виртуальных экскурсий позволяет сформировать у дошкольников представления об исторической памяти Великой Отечественной Войны, значительно повысить интерес детей к занятиям по нравственно-патриотическому воспитанию, развить познавательные способности.
Список литературы:
1.Горбунова, Е. Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта.
2.Строгонова, Ю. В., Плаван, Е. С. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников // Молодой ученый. 2017. №15.2. - 181-182 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».