Выпуск № 47 (122) 2021

Ершова Н.Б. Педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста группа детского сада- среда, наиболее защищенная физически, благоприятная социально и эмоционально, обеспеченная присутствием понимающих взрослых, способных поддержать не только ребенка, но и предложить разнообразные интересные дела.
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральных и нравственных ценностей; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область социально- коммуникативного развития – как и область речевого развития – является сквозной задачей педагогической работы дошкольных организаций, задачей, которая решается как во всех образовательных областях.
В своей педагогической деятельности реализую решение задач социально – коммуникативного развития в неразрывной связи с реализацией принципа участия или содействия, через педагогическую поддержку.
Участвовать – значит выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся твоей жизни, вносить свой вклад в совместную работу, высказывать свое мнение по поводу происходящего.
Реализация принципа участия в дошкольной организации означает то, что взрослые не только дают детям возможность – пространство – для выражения своих взглядов, но и целенаправленно создают такие возможности во всех видах совместной деятельности детей и взрослых, при работе во всех образовательных областях и режимных моментах.
Педагогическая поддержка рассматривается как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Основной смысл этого понятия при этом вкладывался О.С.Газманом в ключевые слова педагогической поддержки: - «проблема ребенка».
Л. В. Свирская описывает коммуникативную компетентность как возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь.
Анализ современных педагогических подходов позволяет выделить ряд современных авторских технологий, способствующих эффективной работе над коммуникативной компетентностью старших дошкольников, которые использую в работе с детьми.
Знакомство с социоигровой технологией (Е.Е. Шулежко, В.М. Букатов), в основе лежит формирование таких умений, как умение свободно и с интересом обсуждать разные вопросы; следить за ходом общего разговора и дела; оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно, позволяет поддерживать инициативу дете и участвовать в разных делах группы детям и взрослых на равных.
Технология игрового обучения (С. А. Шмаков) опирается на принцип активности ребенка, в сочетании элементов игры и обучения; характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника; роль взрослого здесь заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.
Технология проектного обучения, в основе которой – совместная познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей над проблемой, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое, позволяет реализовать задуманное, выбирать партнера, договариваться о материалах, которые необходимы для достижения результата.
А также технология моделирования (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко), в основе которой овладение детьми практическими действиями замещения, использования моделей, моделирования, что выступает средством ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий и составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники.
Личность формируется посредством общения и развивается в общении. В общении с взрослыми и другими детьми ребенок получает информацию, познает смысл происходящего.
Список источников:
1. Е.Райхерт-Гаршхаммер Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ под ред.Л.В.Свирской- М.: Издательство «Национальное образование», 2018г.- 112с.
2. Л.В. Михайлова-Свирская Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные формы: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования- М.: Издательство «Национальное образование», 2019г.- 144с.