Выпуск № 30 (56) 2020

Постникова Е.В. Психолого-педагогическая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Сегодня, все чаще, особый акцент в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в дошкольном образовательном учреждении педагоги-психологи делают на работу с родителями, так как именно в семье оказывают решающее влияние на формирование и развитие характерологических особенностей дошкольников.
Какой же алгоритм взаимодействия можно выделить из приобретенного профессионального опыта?
Взаимодействие с родителями начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выясняется отношение ребенка к поступлению в детский сад, пожелания родителей к работе воспитателя, предполагаемую степень участия в работе учреждения. Родители непродолжительное время посещают будущую группу вместе с ребенком, адаптируя его к условиям детского сада. В этот момент, у специалиста есть возможность помочь родителям почувствовать себя более уверенно, поддерживать с ними тесный контакт в период пребывания в группе, внушая уверенность в правильности действий и принимаемых решений. Необходимо ознакомиться с мнением родителей о взаимоотношениях в их семье, конфликтах, их частоте, способах разрешения, реакции на них ребенка, об особенностях ребенка, волнующих родителей. Эти сведения дают нам понимание динамики, темпа и направленности развития ребенка.
С целью вовлечение семьи в коррекционно-образовательное пространство, необходимо стремиться к использованию эффективных форм и методов взаимодействия с семьями, таких как индивидуальное и групповое консультирование семьи. На групповых встречах проводятся опросы родителей, о семье, их интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы, родители не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а также есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей. Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома, как сохранить хорошие отношения в семье, почему ребенок не слушается, волнует эмоциональное благополучие детей. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с возрастными кризисами, капризами и упрямством, доминированием и гиперактивностью детей. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе, уходом детей от домашних дел и обязанностей и чем заменить наказания.
Тренинги и семинары-практикумы, которые могут проводиться в рамках родительских встреч или родительских гостиных позволяют незамедлительно получать обратную связь. Применение психологических игр, упражнений, занятий с элементами тренинга, помогут формированию у родителей практических навыков в воспитании детей. В дни открытых дверей родители знакомятся с основными направлениями работы специалиста и вопросами, с каторыми можно обращаться к психологу.
Для опосредованного общения с родителями используется наглядно-информационные формы, такие как памятки и буклеты. С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей должны быть представлены печатные материалы на различные темы.
Реализуя общее дело очень важно продуктивное общение всех участников образовательного пространства, в рамках взаимодействия по этому направлению проводится просветительская и обучающая работа с коллективом детского сада, которая способствует улучшению эмоционального состояния педагогов и усилению внимания к психологическим аспектам работы с семьями воспитанников.
В процессе очного взаимодействия зачастую педагоги-психологи дошкольного образовательного учреждения выступают в роли посредника во взаимоотношениях между семьей и педагогом. Наша задача состоит в налаживании положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Убеждения родителей в том, что образовательное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь остаются зарученными пониманием со стороны родителей в большинстве проблем.
В результате проводимых мероприятий и прилагаемых усилий, в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.