Выпуск № 47 (122) 2021

Октямова Е.А. Знакомство дошкольников с народными ремеслами как одно из средств гражданско-патриотического воспитания

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Аннотация: история родной страны, знакомство с обычаями, традициями предков, знакомство с их ремеслами и промыслами не теряют своей актуальности и занимают особую роль среди гражданско – патриотического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, народная культура, народные ремесла Ивановской области.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно с малых лет, прививая ребенку уважение и любовь к родной земле и народным традициям.
В современных условиях, когда в жизнь, быт и мировоззрение детей активно внедряются образцы массовой культуры других стран, особо значимо встает вопрос об ознакомлении дошкольников с истоками русской национальной культуры и искусства.
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находят все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.
С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд через формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам.
Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. Это возможно при непосредственном участии детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомстве с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду.
Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствуют система знаний по освоению культурных национальных традиций.
Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы и мастерство дымковской, городецкой игрушки – во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов.
Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа, национальная гордость это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру.
Знакомство с народным промыслом способствует воспитанию у детей чувств гордости за свой край, свой народ. В ходе непосредственной образовательной деятельности дошкольники учатся рисовать элементы росписи, затем украшают и разрисовывают силуэты, самостоятельно составляют узоры, что позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству. Задача педагога - помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность росписи.
Постепенно возвращаясь к истокам, восстанавливая забытые традиции предков, мы создаем музеи и мини-музеи, посвященные русскому быту, традициям, ремеслам. Создаем выставки, альбомы, оформляем уголки, где дошкольники знакомятся с укладом жизни, обычаями, национальными костюмами своих предков.
В возрождении народных традиций, в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения особое место занимает знакомство с приобщением детей к народным ремеслам. Это могут быть, как народные ремесла России, так и ремесла конкретного региона, иначе говоря, ремесла малой Родины.
Знакомя детей с ремеслами Ивановской области невозможно обойти стороной лаковую миниатюру Холуя и иконопись Палеха.
В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе, куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига, занимались иноконописанием целыми семьями, монументальной живописью, реставрацией соборов и церквей, а в частности Новодевичьей монастыря, храмов Троицко-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля.
Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции.
Поселок Холуй известен как один из центров миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Отличие современной Холуйской лаковой миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте души человека, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Вдохновение для творчества художников идет от окружающей природы.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического воспитания личности через художественное творчество необходимо создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
- показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности;
- называть вид росписи, знакомить с цветами красок; развивать умения видеть красоту в природе, искусстве;
- воспитывать художественный вкус;
- формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;
- создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий;
- организовывать вместе с детьми выставки детских работ; осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.
Для успешной работы по данному направлению используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.
Возрождение народных ремесел, знакомство детей с ремеслами и промыслами предков, а также с их традициями, обрядами, праздниками способствует патриотическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения. Знакомство с родной культурой, способствует воспитанию любви к родной земле, народу, к родному языку. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Задача современных педагогов и родителей, посмотреть на недавно и давно забытое с высоты нового времени, постараться понять жизнь наших предков и взять у них для себя то, что покажется важным и необходимым в воспитании подрастающего поколения.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.
Список литературы:
1. Ярыгина, Н. А. декоративно – прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников/ Н. А. Ярыгина // Начальная школа плюс До и После. – 2008.- №4.
2. Т.С. Комарова, Народное искусство в воспитании детей, 2000 год.
3. Т.Я.Шпикалова, основы народного и декоративно-прикладного искусства,1996 — Википедия
4. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.
5. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М: ЦГЛ, 2005, 205 стр.
6. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
7. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.