Выпуск № 47 (122) 2021

Горбунова И.В. Макеты как один из новых подходов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

Я думаю, что наш коллектив один из многих, кого волнует проблема игровой деятельности дошкольников, проблема организации игровой среды и поиск новых подходов к развитию игровой деятельности дошкольников и к оснащению игровой среды.
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
В пункте 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.
Авторы Программы «Тропинки» под ред. В.Т.Кудрявцева, ориентированной на развитие ребёнка, развитие его творческой активности, так же видят в игровой деятельности огромный потенциал, видят игру, как способ исследования и ориентации в реальном мире. Наталья Петровна Гришаева, автор методического пособия «Технология эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии» уделяет большое внимание игровой деятельности детей как методу формирования социальной компетентности дошкольников. В своём пособие она говорит, что если ребенок не играет, то причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, позиция самих взрослых (в данном случае – воспитателей), которые не поощряют детей играть, считая, что на это нет времени и сил. Родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе. Но жизнь показывает, что развёрнутая игра без игрового опыта детей, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей. Все мы знаем, что отсутствие игровой деятельности у детей связано с тотальным влиянием на их жизнь телевидения и всевозможных гаджетов. Это означает, что у детей преобладают игры определённого сюжета, сюжет такой игры не выходит на уровень сюжетно-ролевой. И дошкольной образовательной организации приходится создавать определённые условия. Такой находкой для нас стали макеты. Макет – фиксированная конструкция. Она устойчива, легко перемещается с места на место. Играя с ними, ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Современное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, разного по тематике и образному решению, помогают ребенку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают к самостоятельной игре. Бывает так, что не всегда имеется возможность провести большую предварительную работу: экскурсии, наблюдения. Что касается запланированной игры, то можно обратиться к опыту детей, и стоит только предложить им какую либо атрибутику, как завязывается игра. Но игры бывают не только запланированными, но и спонтанными, и тогда мы готовим макеты для обогащения развивающей игровой среды, для организации игровой деятельности детей, как самостоятельной, так и во взаимодействии с взрослым. Изготовленные нами макеты помогают нам обогатить сюжетные линии в ролевой игре детей, предоставляют детям возможность проявить фантазию, инициативу и самостоятельность при реализации знакомых сюжетов.
Макеты изготовлены по определённой тематике, но в процессе их использования мы решаем целый комплекс задач:
- развитие инициативы и самостоятельности в организации игровой деятельности
- Формирование творческих способностей
- Воспитание у детей эмоционально – положительного отношения и интереса к самому процессу изготовления макетов;
- Развитие умения самостоятельно выбирать материал, способы, инструменты и приемы реализации замысла;
- Формирование навыка совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
- Создание условий для самостоятельной игровой деятельности;
- Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
- Развитие монологической и связной речи детей дошкольного возраста;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения;
- Развитие коммуникативных навыков.
В ходе наблюдений, бесед, игр, рассказов детей обращаю внимание на то, какие ребенок создает воображаемые ситуации, какие придумывает события с персонажами, делится впечатлениями о том, где он побывал и что видел, что больше всего ему запомнилось. В дальнейшем это и может служить игровым сюжетом.
Так, например, наш город не большой, с не сильно развитой инфраструктурой, и многие семьи ездят за покупками в такие города как Самара, Тольятти, Сызрань, в большие супермаркеты. Дети отображают это в своих играх. Простейший сюжет «Поездка в супермаркет», мы с детьми обогащаем дополнительными «Парковка», «Автомастерская», «АЗС», «Автомойка», «Кафе» и т.д. Для этого мы вместе создали такие макеты как:
- «Автозаправочная станция»;
- «Автомастерская»;
- «Парковка около супермаркета»
- «Парковка с вертолетной площадкой».
Но часто инициативу дети проявляют и сами, они предлагают для игры интересующий их сюжет, предлагают изготовить тот или иной макет. Так дети предложили поиграть в игру «Как мы с мамой ходили в банк», «На почте получаем посылку», «Модный приговор». В этих играх много увлекательного, они интересны как мальчикам, так и девочкам. Для этого мы вместе изготовили макет банкомата, ателье, почты.
Сейчас на ТВ часто можно увидеть передачи на кулинарные темы, проводятся детские кулинарные мастер – классы, кулинарные поединки. И что бы соответствовать веянию времени, и интересам детей мы изготовили макет «Продукты питания», «Кулинарные рецепты». Для обогащения тематики игр детей в нашей группе была пополнена предметно-развивающая среда – ноутбуками, продуктами питания, портретами - масками по ознакомлению детей с профессиями. Дети с удовольствием помогали мне делать оборудование для игры, вносили свои предложения, которые оказались довольно креативными. Так у нас появились «Лаборатория», «Квартирный вопрос», «Устроим гонки».
Работая над созданием макетов, мы тесно взаимодействовали с семьями воспитанников. Мы активно подключали родителей к подбору материалов, дополнительных элементов и изготовлению самих макетов. Родители с удовольствием откликнулись на наши предложения.
Подводя итог, хочется отметить, что процесс игровой деятельности с использованием макетов позволяет каждому ребенку реализовать свои игровые возможности, способствует развитию творческого воображения, мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка. У детей, несомненно, возрастет потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, эмоциональная отзывчивость. Педагог не всегда принимает непосредственное участие в игре, иногда, выступает как создатель проблемно – игровых ситуаций, и как помощник в реализации игровых замыслов. Сама игра выходит на новый уровень.