Шахина Е.В., Мирзалиева К.Н. Конспект непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на тему «Весёлая корзинка»
Цели: Закрепить знания детей об овощах (названия овощей). Учить находить сходство и различие (по внешнему виду, на ощупь). Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных. Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия. Образовательные: 1) Активизировать познавательную и речевую деятельность детей 3) Способствовать овладению детьми в конкретных речевых ситуациях нормами речи; 4) упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов. Развивать память и внимание; Развивающие: 1) Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами; 2) Развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы; 3) Развивать детское творчество и в процессе совместной продуктивной деятельности; 4) Развитие связной речи при составлении рассказов по картине; 5) Формировать предпосылки экологического сознания; 6) Развивать внимание, память. Дидактический наглядный материал: демонстрационный – муляжи овощей; игрушка - медведь, для игры, корзина для фруктов, 2 обруча. Ход: 1. Организационный момент: Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО! Общая организационная игра «Когда это бывает?» Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Я буду называть дела, которыми мы с вами занимаемся в течение суток, а вы части суток, когда мы это делаем. Дети: Хорошо. Поиграем. Воспитатель: - Просыпаемся…- Чистим зубы …-Гуляем…- Идем домой … - Спим … (В группе сидит Мишка). Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Надо его найти и спросить что случилось. Ребята, это наш Мишка - топтыжка. Что случилось, Мишка? Мишка: Мой друг Зайчик посадил у себя в огороде овощи. А, я не знаю что это такое «овощи». Ребята, давайте расскажем Мишке все, что мы знаем о овощах. 2. Основная часть: Игровое упражнение "Посадим огород" Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посадить огород для Мишки. А, что там будет расти, мы узнаем из загадок. Разгадав загадки, воспитатель показывает картинки с овощами, и дети высаживают их в огороде. • Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (морковь) • Никого не огорчает, А всех плакать заставляет (лук) •В огороде вырастаю. А когда я созреваю Варят из меня томат. В щи кладут и так едят. (помидор) • Я длинный и зеленый, Вкусен я солёный, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец) Счёт: Воспитатель: Посчитайте, сколько овощей мы посадили? Дети: Посадили четыре овоща. Воспитатель: Что посадили первым, вторым, третьим, последним? Дети: Первой посадили морковь, вторым посадили лук, третьим посадили помидор, четвёртым посадили огурец. Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, что мы посадили в огороде. Каким одним обобщающим словом мы можем назвать их? Дети: Овощи. Игровое упражнение "Ласковые имена" Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте встанем в круг и поиграем в ласковые слова, чтобы овощи на грядках росли - вкусными, сладкими и большими. Я вам буду кидать мяч, и называть овощ, а вы возвращаете мяч и говорите этот овощ ласково. • Огурец-огурчик • Помидор-помидорчик • Морковь-морковка • Лук-лучок Игровое упражнение "Что пропало? " Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру на внимательность. Ребята, посмотрите еще раз на все овощи и хорошо их запомните. Я спрячу, какой-то овощ, а вы должны догадаться, что я спрятала и рассказать немного о нем. (Воспитатель прячет морковь, дети говорят, чего не хватает и дают описание). Примерное описание: помидор какой - круглый, красный, сочный, гладкий морковь какая – свежая, оранжевая, сочная, сладкая. Дети описывают хором, потом воспитатель спрашивает индивидуально. Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой «огородник»? Это тот, кто ухаживает за огородом, сажает овощи, цветы, поливает их. Воспитатель: Ребята, у меня есть корзина. Давайте посмотрим, что там в внутри. Дети: груша, яблоко, апельсин, виноград. Воспитатель: «Каким одним обобщающим словом мы можем их назвать?» Игровое упражнение "Овощи и фрукты" Воспитатель берет два разных по цвету обруча и дает задание. Воспитатель: в красный обруч надо собрать овощи, в жёлтый - фрукты. После окончания игры воспитатель проверяет правильность ответов. Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на наш сад и огород, и скажите мне, что растет на нашем огороде? А что растёт в нашем саду? Ответы детей. 3. Заключительная часть. Воспитатель: Ребята, давайте спросим, что узнал нового наш Мишка - топтыжка сегодня на нашем занятии. Воспитатель: А какие задания Мишки были для вас трудными, какие - легкими, какие – самыми интересными. Ответы детей. Воспитатель: Мишка – топтыжка пришел с сюрпризом для вас, ребята. Он принес раскраски. После нашего занятия вы можете их раскрасить.