Выпуск № 30 (56) 2020

Горенская А.Г. Новые подходы в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является речевое развитие. Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование связной речи. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребёнка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Среди многих важных направлений ФГОС ДО одним из направлений является речевое развитие. Это направление состоит из ряда специальных, частных задач: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Современное школьное обучение требует, чтобы ребенок в совершенстве владел своей речью, умел правильно и точно выразить свои мысли, четко отвечал на поставленные вопросы. В связи с этим развитие монологической речи в период дошкольного детства является одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдения за развитием монологической речи детей с ОНР в группе, имеющими третий уровень речевого развития, показали, что дошкольники значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Педагогическая диагностика детей с ОНР ежегодно показывает низкий уровень речевого развития у детей, это:
- низкий уровень сформированности словаря;
- нарушение звукопроизношения;
- неверное употребление предложных конструкций;
- изобилие аграмматизмов в речи;
- низкий уровень сформированности связного высказывания.
Таким образом, выявились проблемы в развитии связной монологической речи и возникла необходимость в создании целенаправленной системы работы по формированию связной монологической речи детей. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Целью нашей работы по коррекции связной монологической речи стали поиск, апробирование и внедрение новых эффективных методов и приемов интегрированного воздействия, обеспечивающего устойчивый, стабильный результат работы в более короткие сроки. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
ü формирование мотивации связного высказывания, отталкиваясь от личностно-значимой для ребенка ситуации;
ü воспитание регулирующей, планирующей функции речи, основанной на контроле и самоконтроле;
ü обучение овладению различными видами связной монологической речи;
ü усвоение лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности как основы для построения развернутого высказывания.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия. Ведущими выделяю следующие:
ü опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей разных компонентов речевой системы;
ü овладение основными закономерностями грамматического строя языка основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
ü осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением.
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяем при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения, что предполагает широкое использование форм и приемов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:


Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

3

высокий

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

средний

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

низкий


Механизм речевых расстройств очень разнообразен, но преодоление их требует дифференцированной коррекции, поэтому в основе этой деятельности лежит принцип личностно-ориентированного подхода. Индивидуализация проблем ребенка, учет его склонностей, возможностей, позволяет определить приоритеты в коррекционной работе. По результатам диагностики составляем индивидуальный профиль, который наглядно демонстрирует, в каких видах развернутых высказываний у детей отмечаются наибольшие трудности, и на что следует обратить особое внимание в ходе последовательной коррекционной работы.
Пример составления индивидуального «профиля» состояния связной монологической речи детей с ОНР (третий уровень речевого развития)


Уровни выполнения задания

Виды заданий

1.

Пересказ

2. Рассказ по серии картинок

3.

Рассказ на основании опыта

4. Описание предмета

5.

Продол

жение рассказа

I «хороший»






II «удовлетворительный»






III «недостаточный»






IV «низкий»

ü   

ü   

ü   



V задание не выполнено




ü   

ü   


Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у детей с ОНР предусматривает:
- индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;
- личностно-ориентированное взаимодействие специалистов детского сада на интегрированной основе;
- учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;
- интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов.
Совершенствование развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте решается через такие виды речевой деятельности, как:
- пересказ литературных произведений,
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,
- создание разных видов творческих рассказов,
- сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Для нас важно в работе с воспитанниками задействовать как можно больше каналов восприятия. Поскольку, чем быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать в содержательном речевом аспекте поток поступающей информации, тем результативнее будет работа по развитию культуры речи.
Помимо общих мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений, стали практиковать ряд обновленных и принципиально новых приемов формирования связной речи дошкольников. При обучении пересказу используем моделирование сюжета с помощью наглядных схем, алгоритмов. Прием способствует развитию вербального восприятия, лучшего осмысления и восприятия. Дети усваивают способы программирования содержания, путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
При составлении пересказов предлагаю к использованию такой приём, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию. По окончании образовательной деятельности у детей имеется продукт их речевой деятельности - рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером маме, прокомментировать происходящие события (т.е. проявить речевую активность).
Работу по развитию словаря осуществляем в процессе разбора текста. Составлена картотека слов, словосочетаний, фразеологических оборотов. По мере роста речевых возможностей детей, учим их овладевать доступными приемами языковой трансформации. Отличительной чертой этого приема является изменение текста, например, замена рассказа от первого лица рассказом от третьего. Активно используем работу со сказками и их персонажами. Характерным признаком, отличающим наш способ работы над сказкой, является ступенчатость подачи материала. Занятия с использованием сюжетов сказок ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом.
Описание является особым видом связной монологической речи. На занятиях по составлению описательных рассказов прием «живых картинок» очень удачен. Демонстрацию действий проводим на коврографе. Этот вид работы позволяет моделировать ситуации, включать пространственные ориентиры. Использование коврографа позволяет включать двигательный анализатор, который наиболее активизирует речевую деятельность детей.
При составлении описательных рассказов апробировали и удачно используем прием «стоп-кадра» (компьютер). Он удачно вписывается в структуру ведения занятия. При остановленном кадре дети подробно описывают происходящее, проговаривают детали, причем обращаем их внимание на незаметные при просмотре элементы, качества персонажей и предметов. Такая работа со стоп-кадром ориентирована на называние своих восприятий в свободном временном режиме. При этом дети используют имеющийся у них активный словарь и активизируют, под воздействием вопросов взрослого, пассивный. Кроме того, при разборе предметного и событийного плана экспозиции ребенок овладевает новыми понятиями, которые соотносятся с содержанием показа и объясняются взрослыми и самими детьми. Экспозицию для стоп-кадра взрослый выбирает в соответствии с полезностью или увлекательностью для ребенка. В работе применяем просмотр DVD-фильмов по лексическим темам с учетом тематического планирования. В целом использование технических средств (компьютера, DVD) позволяет повысить заинтересованность ребенка, более эффективно донести до него смысл занятия.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи связей и отношений между предметами и явлениями. На практике, включаем творческие задания в различные виды рассказываний, начиная с третьего периода первого года обучения. Самостоятельная, творческая речевая деятельность детей характеризуется осознанностью, мотивированностью, произвольностью поведения, сформированностью психических процессов. Ребенок повышает свой общий культурный уровень, у него формируется готовность к социальному взаимодействию. В настоящее время все более востребованными становятся педагогические технологии, осуществляемые с учетом здоровьесбережения, в качестве обязательной составляющей педагогического процесса. В связи с этим, считаем обоснованным и продуктивным использование аппликатора Кузнецова, как средства действенной коррекции движений рук и звукопроизносительной стороны речи, и приема ниткографии. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде создания единого пространства развития ребенка, невозможного без объединения усилий логопеда и родителей.
Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения, которая возникла в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем (в России, начиная с 1997 года) стала использоваться, как эффективный метод развития образной речи.
Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Новизна заключается в следующем: метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми компенсирующей группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Цель: повышение результативности работы по развитию речи с детьми посредством целенаправленного применения метода синквейн. Задачи: Обогащать словарный запас детей логопедической группы. Учить детей определять грамматическую основу предложения. Развивать языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление.
Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи, способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:
В целом. Дети проявляют интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активны на занятиях, пытаются самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. Адекватно реагируют на оценку своей деятельности, имеют прочные знания об окружающем мире, используют полученные навыки в практической деятельности.
Сформированность лексических представлений. Дети будут иметь богатый словарный запас. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Свободно говорить на темы, выходящие за пределы видимой ситуации. Владеть предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливать частные и общие связи между ними.
Сформированность грамматического строя речи. В результате коррекционной работы к концу года у детей заметно снизится интенсивность словотворчества, разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.
Сформированность связной речи. Дети будут способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания будут включать называние объекта, его детали и качества.
Удачной находкой при обучении детей пересказу является прием использования наушников. На диктофон наговаривается текст или эпизод рассказа. Меняется форма подачи материала и это играет свою положительную роль. Пересказ становится своего рода игрой. Обратный прием – наговаривание текста самим ребенком и прослушивание его в группе. Отступление от стандартного прослушивания текста дает положительный результат. Эпизод обыгрывается, повышается интерес и создается положительный эмоциональный фон.
Используем активные формы и методы работы с родителями: групповые родительские собрания в нетрадиционной форме проведения, консультации с включением приемов активизации родителей, игры-занятия с участием родителей, где было показано, как с помощью мнемотехнических приемов можно развивать речь детей. Предложила родителям игры, в которые они могут играть вместе с детьми; зарисовывали мнемотаблицы по сказкам; отгадывали названия сказок по мнемотаблицам. Провела консультацию по заучиванию стихотворного текста по мнемотаблицам, составлению описательных рассказов с помощью мнемотаблицы. В процессе текущей работы проводились короткие беседы, разъяснения, чтобы родители могли дома вместе с детьми разучивать и повторять стихи, сказки, пословицы, составлять описательные рассказы. Предлагала дома сделать рисунки к прочитанным произведениям, при этом прошу родителей оказывать помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Беседуя с родителями, рассказываем, каковы успехи их детей, а также помогаем преодолеть трудности, возникающие в работе родителей с детьми. Цель таких бесед - налаживание контактов с родителями, сообщение диагностических данных, определение уровня наблюдательности родителей и степени понимания ребенка взрослым.
У родителей также отмечен повышенный интерес к использованию художественной литературы в речевом развитии детей дома: с удовольствием заучивают с детьми стихи, советуются, какие книги лучше приобрести детям, охотно объясняют детям смысл непонятных слов и выражений.
Одним из направлений в работе по реализации проекта является - создание условия для самостоятельной активности детей и организации совместной деятельности. Для этого были проанализированы условия всей предметно-развивающей среды группы, определены необходимые изменения и дополнения. Особое внимание было уделено оснащению речевого уголка.
Были приобретены большие репродукции картин, пейзажные картины, натюрморты, демонстрационные картины по лексическим темам, серии сюжетных картинок и предметные картинки. Также в соответствии с лексической темой были изготовлены мнемотаблицы и мнемосхемы, дидактические игры на развитие словотворчества. Были внесены изменения в организацию центров театрализации, сюжетно-ролевых игр и художественной литературы. В результате чего центры были дополнительно оснащены различными видами театра: пальчиковым, перчаточным настольным; ширмой для показа; уголок «Ряженья» пополнился готовыми и самодельными костюмами, париками, масками; атрибуты к сюжетно-ролевым играм менялись в зависимости от темы недели или проекта. Уголок художественной литературы пополнился разнообразными книгами, журналами, сочиненными и проиллюстрированными детьми сказками, портретами писателей, поэтов, картинками из сказок, аудиосказками и др. Одним из принципов организации предметной среды группы является тематика, что означает постоянную смену содержания центров, их пополнение в соответствии с лексическими темами и темами детских проектов. Вся предметно-развивающая среда группы организована с целью развития активности детей, в том числе и речевой. Среда удовлетворяет интересы детей группы и соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям. Был обобщен опыт работы по применению методов и приемов развития связной монологической речи в современных условиях, подобраны приемы и формы работы для формирования последовательного, логически правильно выстроенного и лексико-грамматически правильно оформленного высказывания, были подобраны дидактические игры и упражнения по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Работа по развитию монологической речи была включена во все традиционные режимные моменты. В результате реализации проекта были организованы новые режимные моменты такие, как: утренние и вечерние сборы, во время которых дети делились своими «новостями», презентации авторских тематических, творческих проектов. Во время логопедического часа использовались различные дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи, упражнения на развитие дыхания, фонематического слуха, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах. Хорошо зарекомендовал себя такой вид пересказа, как логопедическая сказка.
Это текст со сказочным содержанием, который содержит большое количество одинаковых звуков. Также к данному виду сказок относятся сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки. Благодаря таким сказкам дети учились последовательно и связно пересказывать текст сказки.
Во время совместной деятельности уделялось большое внимание заучиванию наизусть стихотворений, считалок, загадок, пословиц, поговорок.
Педагогами учитывалась мимика, интонация, ритмичность. Так как заучивание является отличным методом тренировки памяти, то использовался метод наглядного моделирования (схемы и таблицы). При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повысился интерес, внимание, речевая активность. Очень были интересны для детей игры: «Объяснялки», во время которой дети учились составлять высказывания-рассуждения, используя сложноподчиненные предложения, «Я - рекламист», где в форме рекламного сообщения ребенок по мнемотаблицам, по рисункам рекламировал свой товар, при этом составляя подробный описательный рассказ и высказывая свое мнение о предмете.
С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при составлении пересказа, описания проводилась индивидуальная работа в вечернее время.
В группе были созданы благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности детей: широко использовались различные виды театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание художественной литературы, составление собственных моделей для описания, раскладывание в правильной последовательности серии сюжетных картинок и составления рассказов по ним. Также дети с охотой включались в работу по составлению диафильмов и озвучивания его.
Во время образовательной деятельности по развитию монологической речи работа проводилась как фронтально, так и с подгруппами детей. Так как речевое развитие проводилось 3 раза в неделю, то одно из них полностью было посвящено развитию монологической речи. Также был составлен перспективный план по развитию монологической речи, по которому и велась коррекционная работа.
В образовательную деятельность по речевому развитию входило составление различных рассказов-описаний (о предмете или объекте, по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картине, по мнемотаблицам, по пейзажной картине, синквейне), пересказов (выборочный, краткий, без опоры на наглядность, с использованием моделирования, по рисунку и др.), рассказов из личного опыта, творческого рассказывания (по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по опорным словам и на предложенную тему, составление рассказа по собственному рисунку).
В результате реализации проекта педагогами группы была изучена научная и методическая литература, систематизированы знания по развитию связной монологической речи старших дошкольников. Опыт работы был обобщен и представлен в рамках школьного методического семинара.
Чтобы убедиться в эффективности работы по данному проекту, были проведены диагностические и сравнительные исследования. Из диагностических данных видны значительные улучшения. Кроме положительных результатов исследования хотелось бы отметить следующие достижения:
- повысился уровень развития связной монологической речи детей,
- предложения стали более распространенными,
- в речи детей стали преобладать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
- речь детей стала более образной,
- улучшилась психологическая обстановка в группе, дети более дружелюбны и внимательны (к взрослым и друг другу),
- повысилась компетентность родителей в вопросах связной монологической речи детей,
- повысился интерес к участию в проектной деятельности и словотворчеству.
Это говорит о положительной динамике при использовании новых подходов в развития связной монологической речи детей.
Использование вышеперечисленных новых методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.


Список использованной литературы
1.       Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., АРКТИ, 2002.
2.       Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5 лет. - М., 2005.
3.       Жукова И.О., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1998.
4.       Сперанская Т.Л., Ледник И.А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. - СПб., 2007.
5.       Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 1999.
6.       Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Учебно-методическое пособие под научной редакцией Елецкой О.В. – М.: Редкая птица, 2017.
7.       Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малышей. - М., 2007.