Выпуск № 40 (66) 2020

Пивоварова Н.Ю. Психологическая готовность детей к обучению в школе

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для родителей. К безболезненному и успешному вхождению
в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не все дети.
Понимая важность решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе организовать развивающие занятия. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители.
Под «психологической готовностью к школьному обучению» понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из
важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:
•       Интеллектуальную готовность
•       Личностную готовность
•       Социально-психологическую
готовность
•       Эмоционально-волевую готовность
Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень сформированности познавательных процессов:
•       интерес к знаниям;
•       наличие у ребенка запаса знаний;
•       сформированность начальных умений учебной деятельности;
•       аналитическое мышление;
•       логическое запоминание;
•       развитие тонкой моторики;
•       развитие фонематического слуха.
Личностная готовность включает:
•       формирование у ребенка «внутренней позиции школьника»;
•       позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности;
•       произвольное поведение;
•       объективность самооценки.
Социально-психологическая готовность предполагает:
- умение устанавливать взаимоотношения;
- желание общаться;
- умение подчиняться правилам и нормам;
- умение действовать совместно.
Эмоционально-волевая готовность сформирована:
•       умеет ставить цель;
•       намечать план действий;
•       принимать усилия, преодолевая препятствия;
•       произвольность психических процессов.
Кроме указанных выше составляющих психологической готовности к школе мы выделяем ещё физическую и речевую.
Физическая готовность:
- общее физическое развитие;
- общее состояние здоровья
Речевая готовность:
- сформированность звуковой стороны речи;словарного запаса, монологической речи, грамматически правильной речи
Школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя
интеллектуальную, личностную, социально - психологическую, эмоционально - волевую готовность.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.
Психологическая готовность:
•       учебная готовность
•       социально - психологическая готовность.
Основные причины неподготовленности детей к обучению в школе
Социально - психологическая неготовность.
Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляют:
•       детскую непосредственность;
•       на занятиях отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга;
•       включаются в работу только при непосредственном обращении к ним;
•       не следят за происходящим в классе;
•       нарушают дисциплину;
•       проявляют тревожность;
•       «витают в облаках».
Учебная неготовность
Интеллектуальная неготовность:
•       неуспешность учебных действий;
•       невозможность понять и выполнить требования учителя;
•       высокий уровень речевого развития, хорошо развитая память на фоне недостаточного развития восприятия и мышления (вербализм)
Мотивационная незрелость:
•       несформированность познавательных мотивов;
•       ожидание неуспешности в школе;
•       боязнь школы
Несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.
Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.
Особенности психологического развития старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте происходит:
- совершенствование психофизиологических функций
- возникновение личностных новообразований
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
•       внимание становится более устойчивым;
•       развивается произвольность запоминания;
•       начинается переход к действиям с воображаемыми предметами;
•       преобладает наглядно-схематическое мышление;
•       развивается познавательная мотивация;
•       соблюдаются нормы и правила поведения;
•       адекватно оцениваются результаты собственной деятельности
и своих возможностей.
Психологическая помощь детям,
недостаточно готовым к школьному обучению
Развитие памяти:
- работа ребенка по образцу (зрительная опора), затем время рассматривания образца постепенно сокращается до 15-20 секунд чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
- вместо наглядного образца воспроизвести что-либо по памяти, по словесному описанию.
Развитие мышления:
- развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами: - по словесной инструкции,
- по собственному замыслу ребенка;
- развитие логического мышления:
"Четвертый лишний"; придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец)
- развитие пространственного мышления: упражнения со спичками или палочками.
Развитие моторики:
предлагаем задания:
•       нарисовать простой узор;
•       поиграть в игру "трудные виражи»;
•       работа с конструкторами, рисование, лепка;
•       выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание
Развитие точности движений:
игры и соревнования:
•       игра "Съедобное - несъедобное»;
•       игра "Зеркало»;
•       игра в "Тир»;
•       любые игры и упражнения с мячом.
Развитие произвольности:
•       конструирование по наглядному образцу;
•       конструирование по: расчленённому образцу, нерасчленённому (без детализации).
•       в последующем усложняем задание, предлагая конструирование:
- по словесному описанию,
- по собственному замыслу
•       работа по образцу геометрического узора, выполненного на бумаге в клетку;
•       "Графический диктант»: когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (влево - вправо, вверх– вниз).
Для развития образных представлений
Стимулируем занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций.
В своей работе мы ставим цель - выявление уровня готовности детей к обучению в школе и проведение развивающих мероприятий по развитию у них необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала в детском саду, а затем и в школе.
•       При подготовке детей к обучению в школе необходимо готовить ребенка к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
•       Образ жизни школьника, занимающегося общественно значимым, общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как путь к взрослости.
В течение всего года не только в детском саду, но и в семье необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению в школе, обеспечивая тем самым благоприятные условия для сохранения здоровья и предупреждения школьной дезадаптации у детей.
Литература:
1.       Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей»//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
2.       «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.
3.       Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.
4.       Нижегородцева Н.В., «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов. Педагогов и родителей.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-256с.: ил.- (Подготовка детей к школе).
5.       Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.
6.       Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
7.       Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.