в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не все дети.
Понимая важность решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе организовать развивающие занятия. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители.
Под «психологической готовностью к школьному обучению» понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из
важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:
• Интеллектуальную готовность
• Личностную готовность
• Социально-психологическую
готовность
• Эмоционально-волевую готовность
Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень сформированности познавательных процессов:
• интерес к знаниям;
• наличие у ребенка запаса знаний;
• сформированность начальных умений учебной деятельности;
• аналитическое мышление;
• логическое запоминание;
• развитие тонкой моторики;
• развитие фонематического слуха.
Личностная готовность включает:
• формирование у ребенка «внутренней позиции школьника»;
• позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности;
• произвольное поведение;
• объективность самооценки.
Социально-психологическая готовность предполагает:
- умение устанавливать взаимоотношения;
- желание общаться;
- умение подчиняться правилам и нормам;
- умение действовать совместно.
Эмоционально-волевая готовность сформирована:
• умеет ставить цель;
• намечать план действий;
• принимать усилия, преодолевая препятствия;
• произвольность психических процессов.
Кроме указанных выше составляющих психологической готовности к школе мы выделяем ещё физическую и речевую.
Физическая готовность:
- общее физическое развитие;
- общее состояние здоровья
Речевая готовность:
- сформированность звуковой стороны речи;словарного запаса, монологической речи, грамматически правильной речи
Школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя
интеллектуальную, личностную, социально - психологическую, эмоционально - волевую готовность.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.
Психологическая готовность:
• учебная готовность
• социально - психологическая готовность.
Основные причины неподготовленности детей к обучению в школе
Социально - психологическая неготовность.
Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляют:
• детскую непосредственность;
• на занятиях отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга;
• включаются в работу только при непосредственном обращении к ним;
• не следят за происходящим в классе;
• нарушают дисциплину;
• проявляют тревожность;
• «витают в облаках».
Учебная неготовность
Интеллектуальная неготовность:
• неуспешность учебных действий;
• невозможность понять и выполнить требования учителя;
• высокий уровень речевого развития, хорошо развитая память на фоне недостаточного развития восприятия и мышления (вербализм)
Мотивационная незрелость:
• несформированность познавательных мотивов;
• ожидание неуспешности в школе;
• боязнь школы
Несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.
Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.
Особенности психологического развития старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте происходит:
- совершенствование психофизиологических функций
- возникновение личностных новообразований
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
• внимание становится более устойчивым;
• развивается произвольность запоминания;
• начинается переход к действиям с воображаемыми предметами;
• преобладает наглядно-схематическое мышление;
• развивается познавательная мотивация;
• соблюдаются нормы и правила поведения;
• адекватно оцениваются результаты собственной деятельности
и своих возможностей.
Психологическая помощь детям,
недостаточно готовым к школьному обучению
Развитие памяти:
- работа ребенка по образцу (зрительная опора), затем время рассматривания образца постепенно сокращается до 15-20 секунд чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
- вместо наглядного образца воспроизвести что-либо по памяти, по словесному описанию.
Развитие мышления:
- развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами: - по словесной инструкции,
- по собственному замыслу ребенка;
- развитие логического мышления:
"Четвертый лишний"; придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец)
- развитие пространственного мышления: упражнения со спичками или палочками.
Развитие моторики:
предлагаем задания:
• нарисовать простой узор;
• поиграть в игру "трудные виражи»;
• работа с конструкторами, рисование, лепка;
• выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание
Развитие точности движений:
игры и соревнования:
• игра "Съедобное - несъедобное»;
• игра "Зеркало»;
• игра в "Тир»;
• любые игры и упражнения с мячом.
Развитие произвольности:
• конструирование по наглядному образцу;
• конструирование по: расчленённому образцу, нерасчленённому (без детализации).
• в последующем усложняем задание, предлагая конструирование:
- по словесному описанию,
- по собственному замыслу
• работа по образцу геометрического узора, выполненного на бумаге в клетку;
• "Графический диктант»: когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (влево - вправо, вверх– вниз).
Для развития образных представлений
Стимулируем занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций.
В своей работе мы ставим цель - выявление уровня готовности детей к обучению в школе и проведение развивающих мероприятий по развитию у них необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала в детском саду, а затем и в школе.
• При подготовке детей к обучению в школе необходимо готовить ребенка к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
• Образ жизни школьника, занимающегося общественно значимым, общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как путь к взрослости.
В течение всего года не только в детском саду, но и в семье необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению в школе, обеспечивая тем самым благоприятные условия для сохранения здоровья и предупреждения школьной дезадаптации у детей.
Литература:
1. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей»//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
2. «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.
4. Нижегородцева Н.В., «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов. Педагогов и родителей.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-256с.: ил.- (Подготовка детей к школе).
5. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.
6. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
7. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.