Карнаух Ю.А. Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения
Чувство патриотизма многогранное понятие по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств [2, С. 134]. Все эти качества берут свое начало в дошкольном детстве. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он себя осознает человеком – членом семейного сообщества. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю. Л. Бобылева указывает, что любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей [1. С.22]. Исследователь Е.В. Бердник выделил принципы патриотического воспитания, характерные для детей дошкольного возраста: – принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми; – принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна; – принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. – принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; – принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата [3, С. 6]. Малая родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все! Формирование первых представлений о малой Родине, осуществлять нужно прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными национальными, историко-культурными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своего родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он себя осознает человеком – членом семейного сообщества. [3, С. 8]. В рамках образовательного процесса дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Дети получают краеведческие знания о родном городе, о малой Родине, об истории её возникновения, её достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, деятелях культуры, о гербе города и его значении. Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем, городом являются познавательные занятия, которые активизируют мыслительную деятельность детей. С этой целью можно использовать приемы сравнения (например, сравниваем культуру разных народов), вопросы поискового характера, индивидуальные задания. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, хорошо сопровождать его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами. Диапазон объектов малой Родины, с которыми знакомят детей расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, рассказ, в честь кого они воздвигнуты. Ребенку старшего дошкольного возраста нужно знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Пространственно-территориальные представления хорошо развиваются через экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела в нашем городе. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. В старшем дошкольном возрасте развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые незримо уже связывают его со своей страной, своим народом. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в музыке, народных песнях, игрушках, играх, впечатлениях, красках природы родного края, результатах труде, организации быте, нравах и обычаях людей, которые его окружают в повседневной жизни [24, С. 6]. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, формировать представления о малой родине. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских костюмов, участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах. Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, организация фотовыставок бабушек и дедушек к месячнику Пожилых людей, «Семейное древо» помогает детям понять, что семья – ячейка общества. Родители совместно с детьми принимают самое активное участие в разных творческих конкурсах. В процессе образовательной деятельности, государственных праздниках, дети получают знания о символике: герб, флаг, гимн, знакомятся со столицей Родины, ее достопримечательностями, ее историей. Большую работу по патриотическому воспитанию проводим ко «Дню Победы» это беседы, проекты, чтение художественной литературы, музыкальный репертуар, стихи и многое другое, оставляет глубокий след в сознании ребенка. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники. В них фокусируются накопленные веками традиции. Широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Введение проектной деятельности в работу с детьми дошкольного возраста является одним из средств активного познавательного развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В процессе проектной деятельности дети активно воспринимают материал. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение ставить вопросы друг другу, воспитателю, игровые приемы и др. Проекты знакомят детей с трудом людей с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу Севера и Юга нашей страны) и т. д. В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры -занятия, игры - развлечения, праздники, экскурсии, чтение художественной литературы. Применяется метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети в старшего возраста получают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. [3, с. 18]. Природа родного края – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам начинается очень рано. Детей привлекают сезонные изменения в природе на территории родного края и города, яркость красок, многообразие звуков. Семейные экскурсии, прогулки по детскому парку (совместно с родителями), реализация проектов, чтение произведений Е. Бианки, М. Пришвина, изготовление альбомов «Природа моего края», «Лекарственные растения нашего края», гербариев местных растений, проведение конкурсов для детей и родителей: поделки из фруктов и овощей, из природного материала, кормушки для птиц, все это прививает детям любовь к родной природе, закрепляют знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. Любить свой родной город – значит, и любить природу в нем. Во время экскурсий в лес, парк, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют не только в непосредственно-образовательной, но и свободной деятельности, это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дадут положительные результаты и станут основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста. Используемая литература 1. Бобылева, Л. К природе - с добротой [Текст] / Л. Бобылева, О. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. 2. Дергач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л.Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2009. – №2. 3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: Сфера, 2005. 4. Колпачук, И.Г. Добрицкая. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / О.С.// Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Минск: БГПУ, 2006. 5. Кравец Т. Растите детей патриотами / Т. Кравец, Т. Перышкина// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. 6. Луховицкий В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты / В. Луховицкий // Народное образование. – 2009. – №7. 7. Молчанов С.Г. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ / С.Г. Молчанов, Г.В. Яковлева // Управление ДОУ. – 2007.– №7. 8. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2010. 9. Мажитова А.Р. Патриотическое воспитание как фактор идентификации личности в эпоху глобализации / А.Р. Мажитова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – №18. 10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2010. 11. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики: сборник / К.Д. Ушинский; сост. и авт. вступ. ст. Э.Д. Днепров. – М.: Изд-во УРАО, 2002.. 12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2.