Выпуск № 1 (76) 2021

Добрынина М.З. Проблемы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ и пути их решения

Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему воспитания, обучения, развития ребенка, в которой действуют принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Образовательные функции семьи и дошкольной организации различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи определяется как установление партнёрских отношений, которые направлены на объединение усилий для образования детей, создание атмосферы общности интересов, пополнение образовательной компетентности родителей, подготовку их к восприятию нового опыта.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. обязывает и педагогов и родителей стать не только равноправными но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В связи с этим, мы по - новому взглянули на взаимодействие ДОУ с родителями в целях создания единого образовательно пространства «семья – детский сад».
В рамках внутренней системы оценки качества образования, нами был проведен мониторинг, в процессе которого педагогам и родителям было предложено заполнить анкеты. Педагоги ответили на вопросы анкеты, направленные на изучение профессиональной компетентности по организации взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ.
Родители были проанкетированы на тему: «Удовлетворенность деятельностью ДОУ». Анкетирование состояло из четырех блоков:
- Удовлетворенность качеством образования воспитанников.
- Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду.
- Проблемы наиболее характерны для ДОУ.
- Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.
Исходя из результатов анкетирования, мы выявили наиболее проблемные направления деятельности ДОУ по взаимодействию с родителями. Это: отсутствие интересных форм взаимодействия с родителями, взаимоотношения сотрудников с родителями, знакомство с образовательной программой детского сада, неготовность родителей к участию в специальных занятиях, тренингах, семинарах, педагоги мало используют современные формы работы.
Таким образом, можно сказать, что включенность родителей в организацию образовательного процесса в целом и общем не значительна. Не все родители (законные представители) понимают значение взаимодействия с ДОУ.
Сложности в работе с семьей объясняются рядом причин:
- отсутствием у воспитателей и родителей «педагогической рефлексии»;
- низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (воспитателей и родителей);
- непониманием родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности ребёнка в целом;
- недостаточной информированностью родителей об особенностях деятельности и жизни ребёнка в саду, а воспитателей - об особенностях и условиях семейного воспитания каждого воспитанника;
- непониманием педагогами того, что в определении содержания, и методов и форм работы ДОУ с семьей не ДОУ, а семья, родители выступают социальными заказчиками;
- распространенным отношением воспитателей дошкольных учреждений к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам;
- стереотипные представления воспитателей о необходимости вооружать родителей не «житейскими», а практическими психолого - педагогическими знаниями о детях и их воспитании.
Выявленные проблемы привели нас к необходимости самоанализа образовательной программы, раздела «Взаимодействие с родителями».
Нами был разработан оценочный лист, в левой части которого перечислены требования ФГОС ДО и УМК, а в правой – критерии оценки.
Карта самоанализа показала, что образовательная программа частично соответствует современным принципам взаимодействия с родителями, недостаточно спланирована работа по направлениям взаимопознание и взаимоинформирование и совместная деятельность. В связи с недостаточным исследованием семей воспитанников, изучением их интересов, недостаточным использованием дифференцированного подхода, взаимосвязка «ДОУ-СЕМЬЯ» работала неэффективно.
Были выявлены противоречия принципам взаимодействия с родителями. Это связано с представлением родителей полноправными партнерами воспитателей и устаревшими способами монологической ориентации в достижении этого. Другое противоречие выражается в стремлении воспитателей насытить законных представителей ценным для них воспитательным опытом, осведомить в вопросах эффективной семейной педагогики, культуры семейных отношений и психологии.
Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо пересмотреть систему взаимодействия с родителями, в которой приоритетом должно быть деятельное участие родителей в воспитании, образовании и развитии детей, при этом, не забывая о повышении профессиональной компетентности педагогов. Приоритетом нашей работы стало сотрудничество и взаимодействие, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия контролировать, указывать, оценивать.

Организуя работу по разработке системы, мы учитывали: дифференцированный подход, социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Мы продумали направления, содержание и формы работы по созданию единого пространства «Детский сад - семья» так, чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей.
Новую систему мы рассмотрели на педагогическом совете и внесли изменения в основную образовательную программу ДОУ, издав приказ с формулировкой «изложить раздел «Взаимодействие с родителями» в новой редакции……».
Новая система реализуется в двух направлениях: работа с педагогами по повышению их профессиональной компетентности и работа с родителями.
Разработка блока работы с педагогами обусловлена тем, что успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы. И поэтому педагог ДОО должен постоянно развиваться, овладевать методами и приемами изучения семей, умело использовать всевозможные практические формы взаимодействия с родителями, владеть принципами работы с родителями.
(на схеме вы видите формы работы с педагогами)
Блок работы с родителями предусматривает несколько направлений, которые соответствуют современным принципам взаимодействия с родителями
1.       «Взаимопознание и взаимоинформирование»
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Задачи этого направления решаются через разнообразные формы (вы видите их на слайде), но в нашем ДОУ наибольший отклик нашли дистанционные формы работы.
Информирование родителей предполагается через различные дистанционные формы работы: сетевое консультирование, обучение через интернет, Skype консультирование, мобильное приложения Viber, WhatsApp, сайт, электронная почта, группы в социальных сетях и т.д. Подробно я не буду останавливаться, так как об этих формах рассказала коллега, выступающая передо мной.
«Непрерывное образование воспитывающих взрослых»
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.
Под образованием родителей мы понимаем обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей мы стараемся строить не на принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.
Наряду с традиционными формами работы мы используем такую форму работы, как «Семейный клуб «Заботливые родители». В ходе заседания клуба родители активно общаются по какой-либо волнующей их проблеме, высказывают свое мнение, обмениваются опытом. Тематика заседаний определяется с помощью анкетирования. При подготовке к заседаниям клуба педагоги обязательно должны ориентироваться на запросы родителей. Родителей могут интересовать вопросы поощрения и наказания, агрессивного поведения ребенка в семье, подготовки к обучению в школе и т.д. Заседания «Семейного клуба» проводятся в форме деловой игры, круглого стола, тренинга, игр с педагогическим содержанием. Диалогическая форма проведения с использованием игр, жестов, практических заданий, позволяет раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Непринужденное общение на заседаниях Семейного клуба способствует формированию доверительных отношений и демократического стиля общения педагогов и родителей воспитанников.
Также для просвещения родителей мы используем диско – лекции, медиа – буклеты и т.д.
«Совместная деятельность педагогов, родителей, детей»
Третье направление «Совместная деятельность педагогов, родителей, детей» - это непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Среди разнообразия форм мы используем: «Мама - папа-мастер класс» - это партнерская форма работы, в которой родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. В нашем ДОУ стало традицией, когда сам родитель проводит мастер – класс для других родителей или детей. Мастер- классы проводят на разнообразные темы. Мастер-класс «Мама - доктор», где мама одного из воспитанников рассказала о профессии врача - стоматолога, познакомила с инструментами и научила детей правильно чистить зубы.
Еще одна форма работы по данному направлению – это «День самоуправления» когда родители берут на себя роль воспитателей. Родителям предоставляется возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непрерывную образовательную деятельность, режимные моменты (утреннюю гимнастику, прогулку, приём пищи и др). Вместе с педагогом составляется конспект, готовятся необходимые атрибуты и материалы. Педагог даёт рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения выбранного режимного момента.
Такая форма взаимодействия позволяет повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями, которая постоянно корректируется исходя из запросов и интересов всех участников образовательных отношений.
Об эффективности этой системы можно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству, востребованности у родителей и по тому, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы используем анкетирование, книги отзывов, оценочные листы и другие методы.
Анализ полученной информации свидетельствует о том, что в 2018-2019 уч. году процент вовлеченности родителей в жизнь ДОУ увеличился с 65% до 83%.
Об этом свидетельствуют также:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ»
Удовлетворенность качеством образования воспитанников.
Вопросы. Ответы родителя
1. Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ:
1) менее 1 года
2) от 1 года до 2-х лет
3) более 2-х лет
2. Владеете ли Вы информацией о работе учреждения:
1) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и
воспитания вашего ребенка
2) о режиме работы дошкольного учреждения
3) об организации питания
4) получаю недостаточно информации
5) не интересовались
3. Состояние материальной базы учреждения:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
4. Организация питания:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
5. Обеспечение литературой и пособиями:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
6. Санитарно – гигиенические условия:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
7. Профессионализмом педагогов:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
8. Взаимоотношения сотрудников с детьми:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
9. Взаимоотношения сотрудников с родителями:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
10. Оздоровление детей:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
11. Воспитательно–образовательным процессом:
1) не удовлетворен
2) частично удовлетворен
3) полностью удовлетворен
12. Каков, на Ваш взгляд, рейтинг ДОУ в микрорайоне:
1) низкий
2) средний
3) высокий
4) затрудняюсь ответить
13. Удовлетворены ли воспитанием ребенка в детском саду:
1) да, в полной мере
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
14. Отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду:
1) да, в полной мере
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
15. Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада?
1) да, в полной мере
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
16. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?
1) да, в полной мере
2) да, частично
3) нет
4) не интересовались
17. Устраивает ли Вас образовательная программа детского сада?
1) да, в полной мере
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
18. Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению
занятий, семинаров?
1) да, в полной мере
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
19. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете
наиболее эффективными:
1) посещение воспитателем ребенка на дому
2) родительские собрания
3) посещение родителями занятий в детском саду с их последующим
обсуждением
4) совместные праздники и развлечения
5) индивидуальные беседы и консультации
6) другие формы работы
20. Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа
удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование):
1) да
2) нет
3) не знаю
Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ»
Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в
детском саду
Вопросы Ответы родителя
Информационного стенда:
1) да
2) нет
Индивидуальных бесед с воспитателями:
1) да
2) нет
Индивидуальных бесед с медицинской сестрой:
1) да
2) нет
Бесед с педагогом-психологом:
1) да
2) нет
Бесед с учителем-логопедом:
1) да
2) нет
Бесед с музыкальным работником:
1) да
2) нет
Собраний:
1) да
2) нет
Бесед с заведующей:
1) да
2) нет
77
Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ»
Проблемы наиболее характерны для ДОУ
Вопросы Ответы родителя
Недостаточная профессиональная компетентность педагогов:
1) да
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
Недостаточное внимание к детям:
1) да
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
Недостаточное уважение к родителям:
1) да
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы:
1) да
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
Отсутствие интересной работы с родителями:
1) да
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
Недостаточное информирование родителей о ребенке, его
трудностях, успехах:
1) да
2) да, частично
3) нет
4) трудно сказать
Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ»
Определение приоритетов родителей в области их педагогической
грамотности
Вопросы Ответы родителя
1. Изучение теоретических основ в медико-психологических
областях:
1) да
2) нет
2. Изучение теории и методики воспитания и развития детей
дошкольного возраста:
1) да
2) нет
3. Знакомство с основными задачами дошкольного учреждения:
1) да
2) нет
4. Знакомство с деятельностью воспитателя в дошкольном
учреждении:
1) да
2) нет
5. Подробное знакомство с образовательными программами:
1) да
2) нет
6. Освоение конкретных форм, методов и приёмов в воспитании и
обучении детей дошкольного возраста:
1) да
2) нет
7. Освоение приёмов общения с детьми дошкольного возраста:
1) да
2) нет
8. Изучение элементарных методов диагностики здоровья и уровня
развития детей:
1) да
2) нет
9. Изучение основ законодательства в сфере образования:
1) да
2) нет
79
Анкета для педагогов «Взаимодействие с родителями в ДОУ»
1. Какие формы и методы взаимодействия Вы используете в работе с родителями в дошкольной образовательной организации?
2. Какие трудности вы испытываете во взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организации?
3. Был ли у Вас положительный опыт во взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организации? Если да, то какой именно?
4. Был ли у Вас отрицательный опыт взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации? Если да, то какой именно?
5. Какой вид во взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организации Вы считаете самым продуктивным?
6. Какие инновации и нетрадиционные формы взаимодействия Вы используете во взаимодействии с родителями детей в дошкольной образовательной организации?
7. Для взаимодействия с родителями детей в дошкольной образовательной организации вы используете такие средства, как WhatsApp, Viber, e-mail, социальные сети?