Добрынина М.З. Проблемы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ и пути их решения
Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему воспитания, обучения, развития ребенка, в которой действуют принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Образовательные функции семьи и дошкольной организации различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В Федеральном государственном образовательном стандарте взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи определяется как установление партнёрских отношений, которые направлены на объединение усилий для образования детей, создание атмосферы общности интересов, пополнение образовательной компетентности родителей, подготовку их к восприятию нового опыта. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. обязывает и педагогов и родителей стать не только равноправными но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В связи с этим, мы по - новому взглянули на взаимодействие ДОУ с родителями в целях создания единого образовательно пространства «семья – детский сад». В рамках внутренней системы оценки качества образования, нами был проведен мониторинг, в процессе которого педагогам и родителям было предложено заполнить анкеты. Педагоги ответили на вопросы анкеты, направленные на изучение профессиональной компетентности по организации взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ. Родители были проанкетированы на тему: «Удовлетворенность деятельностью ДОУ». Анкетирование состояло из четырех блоков: - Удовлетворенность качеством образования воспитанников. - Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду. - Проблемы наиболее характерны для ДОУ. - Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности. Исходя из результатов анкетирования, мы выявили наиболее проблемные направления деятельности ДОУ по взаимодействию с родителями. Это: отсутствие интересных форм взаимодействия с родителями, взаимоотношения сотрудников с родителями, знакомство с образовательной программой детского сада, неготовность родителей к участию в специальных занятиях, тренингах, семинарах, педагоги мало используют современные формы работы. Таким образом, можно сказать, что включенность родителей в организацию образовательного процесса в целом и общем не значительна. Не все родители (законные представители) понимают значение взаимодействия с ДОУ. Сложности в работе с семьей объясняются рядом причин: - отсутствием у воспитателей и родителей «педагогической рефлексии»; - низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (воспитателей и родителей); - непониманием родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности ребёнка в целом; - недостаточной информированностью родителей об особенностях деятельности и жизни ребёнка в саду, а воспитателей - об особенностях и условиях семейного воспитания каждого воспитанника; - непониманием педагогами того, что в определении содержания, и методов и форм работы ДОУ с семьей не ДОУ, а семья, родители выступают социальными заказчиками; - распространенным отношением воспитателей дошкольных учреждений к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам; - стереотипные представления воспитателей о необходимости вооружать родителей не «житейскими», а практическими психолого - педагогическими знаниями о детях и их воспитании. Выявленные проблемы привели нас к необходимости самоанализа образовательной программы, раздела «Взаимодействие с родителями». Нами был разработан оценочный лист, в левой части которого перечислены требования ФГОС ДО и УМК, а в правой – критерии оценки. Карта самоанализа показала, что образовательная программа частично соответствует современным принципам взаимодействия с родителями, недостаточно спланирована работа по направлениям взаимопознание и взаимоинформирование и совместная деятельность. В связи с недостаточным исследованием семей воспитанников, изучением их интересов, недостаточным использованием дифференцированного подхода, взаимосвязка «ДОУ-СЕМЬЯ» работала неэффективно. Были выявлены противоречия принципам взаимодействия с родителями. Это связано с представлением родителей полноправными партнерами воспитателей и устаревшими способами монологической ориентации в достижении этого. Другое противоречие выражается в стремлении воспитателей насытить законных представителей ценным для них воспитательным опытом, осведомить в вопросах эффективной семейной педагогики, культуры семейных отношений и психологии. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо пересмотреть систему взаимодействия с родителями, в которой приоритетом должно быть деятельное участие родителей в воспитании, образовании и развитии детей, при этом, не забывая о повышении профессиональной компетентности педагогов. Приоритетом нашей работы стало сотрудничество и взаимодействие, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия контролировать, указывать, оценивать.
Организуя работу по разработке системы, мы учитывали: дифференцированный подход, социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Мы продумали направления, содержание и формы работы по созданию единого пространства «Детский сад - семья» так, чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей. Новую систему мы рассмотрели на педагогическом совете и внесли изменения в основную образовательную программу ДОУ, издав приказ с формулировкой «изложить раздел «Взаимодействие с родителями» в новой редакции……». Новая система реализуется в двух направлениях: работа с педагогами по повышению их профессиональной компетентности и работа с родителями. Разработка блока работы с педагогами обусловлена тем, что успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы. И поэтому педагог ДОО должен постоянно развиваться, овладевать методами и приемами изучения семей, умело использовать всевозможные практические формы взаимодействия с родителями, владеть принципами работы с родителями. (на схеме вы видите формы работы с педагогами) Блок работы с родителями предусматривает несколько направлений, которые соответствуют современным принципам взаимодействия с родителями 1. «Взаимопознание и взаимоинформирование» Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Задачи этого направления решаются через разнообразные формы (вы видите их на слайде), но в нашем ДОУ наибольший отклик нашли дистанционные формы работы. Информирование родителей предполагается через различные дистанционные формы работы: сетевое консультирование, обучение через интернет, Skype консультирование, мобильное приложения Viber, WhatsApp, сайт, электронная почта, группы в социальных сетях и т.д. Подробно я не буду останавливаться, так как об этих формах рассказала коллега, выступающая передо мной. «Непрерывное образование воспитывающих взрослых» В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителей мы понимаем обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей мы стараемся строить не на принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности. Наряду с традиционными формами работы мы используем такую форму работы, как«Семейный клуб «Заботливые родители». В ходе заседания клуба родители активно общаются по какой-либо волнующей их проблеме, высказывают свое мнение, обмениваются опытом. Тематика заседаний определяется с помощью анкетирования. При подготовке к заседаниям клуба педагоги обязательно должны ориентироваться на запросы родителей. Родителей могут интересовать вопросы поощрения и наказания, агрессивного поведения ребенка в семье, подготовки к обучению в школе и т.д. Заседания «Семейного клуба» проводятся в форме деловой игры, круглого стола, тренинга, игр с педагогическим содержанием. Диалогическая форма проведения с использованием игр, жестов, практических заданий, позволяет раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Непринужденное общение на заседаниях Семейного клуба способствует формированию доверительных отношений и демократического стиля общения педагогов и родителей воспитанников. Также для просвещения родителей мы используем диско – лекции, медиа – буклеты и т.д. «Совместная деятельность педагогов, родителей, детей» Третье направление «Совместная деятельность педагогов, родителей, детей» - это непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Среди разнообразия форм мы используем: «Мама - папа-мастер класс» - это партнерская форма работы, в которой родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. В нашем ДОУ стало традицией, когда сам родитель проводит мастер – класс для других родителей или детей. Мастер- классы проводят на разнообразные темы. Мастер-класс «Мама - доктор», где мама одного из воспитанников рассказала о профессии врача - стоматолога, познакомила с инструментами и научила детей правильно чистить зубы. Еще одна форма работы по данному направлению – это «День самоуправления» когда родители берут на себя роль воспитателей. Родителям предоставляется возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непрерывную образовательную деятельность, режимные моменты (утреннюю гимнастику, прогулку, приём пищи и др). Вместе с педагогом составляется конспект, готовятся необходимые атрибуты и материалы. Педагог даёт рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения выбранного режимного момента. Такая форма взаимодействия позволяет повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями, которая постоянно корректируется исходя из запросов и интересов всех участников образовательных отношений. Об эффективности этой системы можно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству, востребованности у родителей и по тому, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы используем анкетирование, книги отзывов, оценочные листы и другие методы. Анализ полученной информации свидетельствует о том, что в 2018-2019 уч. году процент вовлеченности родителей в жизнь ДОУ увеличился с 65% до 83%. Об этом свидетельствуют также: • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ» Удовлетворенность качеством образования воспитанников. Вопросы. Ответы родителя 1. Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ: 1) менее 1 года 2) от 1 года до 2-х лет 3) более 2-х лет 2. Владеете ли Вы информацией о работе учреждения: 1) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка 2) о режиме работы дошкольного учреждения 3) об организации питания 4) получаю недостаточно информации 5) не интересовались 3. Состояние материальной базы учреждения: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 4. Организация питания: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 5. Обеспечение литературой и пособиями: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 6. Санитарно – гигиенические условия: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 7. Профессионализмом педагогов: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 8. Взаимоотношения сотрудников с детьми: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 9. Взаимоотношения сотрудников с родителями: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 10. Оздоровление детей: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 11. Воспитательно–образовательным процессом: 1) не удовлетворен 2) частично удовлетворен 3) полностью удовлетворен 12. Каков, на Ваш взгляд, рейтинг ДОУ в микрорайоне: 1) низкий 2) средний 3) высокий 4) затрудняюсь ответить 13. Удовлетворены ли воспитанием ребенка в детском саду: 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать 14. Отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду: 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать 15. Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать 16. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) не интересовались 17. Устраивает ли Вас образовательная программа детского сада? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать 18. Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров? 1) да, в полной мере 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать 19. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными: 1) посещение воспитателем ребенка на дому 2) родительские собрания 3) посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением 4) совместные праздники и развлечения 5) индивидуальные беседы и консультации 6) другие формы работы 20. Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование): 1) да 2) нет 3) не знаю Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ» Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду Вопросы Ответы родителя Информационного стенда: 1) да 2) нет Индивидуальных бесед с воспитателями: 1) да 2) нет Индивидуальных бесед с медицинской сестрой: 1) да 2) нет Бесед с педагогом-психологом: 1) да 2) нет Бесед с учителем-логопедом: 1) да 2) нет Бесед с музыкальным работником: 1) да 2) нет Собраний: 1) да 2) нет Бесед с заведующей: 1) да 2) нет 77 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ» Проблемы наиболее характерны для ДОУ Вопросы Ответы родителя Недостаточная профессиональная компетентность педагогов: 1) да 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать Недостаточное внимание к детям: 1) да 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать Недостаточное уважение к родителям: 1) да 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы: 1) да 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать Отсутствие интересной работы с родителями: 1) да 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать Недостаточное информирование родителей о ребенке, его трудностях, успехах: 1) да 2) да, частично 3) нет 4) трудно сказать Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ» Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности Вопросы Ответы родителя 1. Изучение теоретических основ в медико-психологических областях: 1) да 2) нет 2. Изучение теории и методики воспитания и развития детей дошкольного возраста: 1) да 2) нет 3. Знакомство с основными задачами дошкольного учреждения: 1) да 2) нет 4. Знакомство с деятельностью воспитателя в дошкольном учреждении: 1) да 2) нет 5. Подробное знакомство с образовательными программами: 1) да 2) нет 6. Освоение конкретных форм, методов и приёмов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: 1) да 2) нет 7. Освоение приёмов общения с детьми дошкольного возраста: 1) да 2) нет 8. Изучение элементарных методов диагностики здоровья и уровня развития детей: 1) да 2) нет 9. Изучение основ законодательства в сфере образования: 1) да 2) нет 79 Анкета для педагогов «Взаимодействие с родителями в ДОУ» 1. Какие формы и методы взаимодействия Вы используете в работе с родителями в дошкольной образовательной организации? 2. Какие трудности вы испытываете во взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организации? 3. Был ли у Вас положительный опыт во взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организации? Если да, то какой именно? 4. Был ли у Вас отрицательный опыт взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации? Если да, то какой именно? 5. Какой вид во взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организации Вы считаете самым продуктивным? 6. Какие инновации и нетрадиционные формы взаимодействия Вы используете во взаимодействии с родителями детей в дошкольной образовательной организации? 7. Для взаимодействия с родителями детей в дошкольной образовательной организации вы используете такие средства, как WhatsApp, Viber, e-mail, социальные сети?