Выпуск № 47 (122) 2021

Асташова И.С., Завидова Н.А. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже недостаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой задачи ведущая роль отводится образованию, и что, в свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования, меняются структура, содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты, ориентированные на формирование компетентности, включающие в себя интеллектуальную и практическую составляющую. Что ставит перед педагогами задачу изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию детей. Таким способом, например, может стать процесс познания через включение детей в деятельность, что делает процесс образования не только более увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с требованиями общества.
И как уже доказано наукой, наиболее сензитивным периодом развития личности, ее личностных качеств является дошкольный возраст. Этот период жизни ребенка является наиболее благоприятным для формирования познавательной деятельности. Ребенок-исследователь, проявляя интерес ко всему, что его окружает, познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ними, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.
В образовательном процессе экспериментирование является средством обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
В своих работах Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование в качестве основного вида исследовательской деятельности детей. Любопытство, потребность ребенка в новых впечатлениях является основой зарождения поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира: чем богаче и интенсивнее исследовательская активность ребенка, тем больше узнает ребенок, тем более и полноценнее он развивается [2].
Н.А. Короткова обозначает развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности: развитие любознательности; освоение ребенком причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных отношений; схематизация, символизация связей между предметами и явлениями окружающей действительности; развитие познавательных процессов, речи; освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений [1].
Содержание работы по познавательному развитию дошкольников средствами детского экспериментирования включает 4 блока:
1 блок – Организованная образовательная деятельность с детьми.
2 блок – Самостоятельная деятельность детей.
3 блок – Взаимодействие с родителями (законными представителями).
4 блок – Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, имеющей познавательно-исследовательскую направленность.
В таблице 1 представлено содержание работы по познавательному развитию дошкольников средствами детского экспериментирования в соответствии с выделенными блоками.
Таблица 1
Работа по познавательному развитию дошкольников средствами детского экспериментирования

Блок

Цель

Форма

Организованная образовательная деятельность с детьми

Учить детей проводить эксперименты в соответствии с алгоритмом.

Плановые эксперименты, наблюдение

Самостоятельная деятельность детей

Учить детей самостоятельной организованной деятельности в процессе экспериментирования.

Работа в лаборатории

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Приобщать родителей к участию в различных исследовательских проектах.

Участие в различных исследовательских проектах

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, имеющей познавательно-исследовательскую направленность

Способствовать обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Модель развивающей предметно-пространственной среды

Дадим описание содержания каждого из выделенных блоков.
Организованная образовательная деятельность с детьми осуществлялась при соблюдении следующих правил:
- познавательно-исследовательскую деятельность проводить с детьми неоднократно, с целью обучения самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;
- совершенствовать умение анализировать свойства, признаки предметов, материалов; самостоятельно (на основе схем) проводить опыты;
- развивать умение анализировать объект.
Рекомендуем использовать алгоритм действий познавательно-исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову):
1.Выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
2. Выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний.
3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).
4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).
6. Составление предварительного плана исследования.
7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
В процессе детского экспериментирования можно использовать разнообразные методы:
- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
- схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
- вопросы, помогающие прояснить и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
- метод, стимулирующий детей к коммуникации (спроси друга, что он думает по этому поводу?);
- метод «первой пробы», применение результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Эксперименты в детском саду во время организованной образовательной деятельности представляют собой: взвешивание тяжелых и легких материалов; измерение длины с помощью мерок; наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива; изучение смешивания цветов и т.д.
Самостоятельная деятельность детей заключается в деятельности в центре «Я – исследователь». У дошкольников в группе в свободном доступе специальная зона, в которой размещаются: наборы для опытов с инструкциями-картинками; игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; писчие принадлежности для фиксации результатов.
Главными задачами во взаимодействии с родителями являются следующие:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательских умений родителей.
Рекомендуем использовать следующие формы работы с родителями: консультации, папки-передвижки, семинары-практикумы, стенгазеты, мни-библиотечки, совестное детско-взрослое творчество (альбомы, фоторепортажи).
При организации в группе развивающей предметно-пространственной среды в центре экспериментирования и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО необходимо учитывать следующие принципы:
1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра.
2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой).
3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки.
4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу).
5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста).
6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.).
7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.

Рис. 1. Модель развивающей предметно-пространственной среды группы,

имеющей познавательно-исследовательскую направленность


Модель развивающей предметно-пространственной среды группы, имеющей познавательно-исследовательскую направленность, представлена на рисунке 1.
Центр «Науки и природы» – дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.
Центр «Я – исследователь» – проводятся плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компаса, глобуса, микроскопа и др.
Игровой центр содержит игры и упражнения, развивающие познавательные процессы дошкольников.
Центр моделирования – содержатся разные виды моделей, способствующие развитию у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать и вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта, понять связи и зависимость в окружающем мире.
Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
«Семейная лаборатория» представляла собой экспериментирование дома и совместная экспериментирование родителей и детей в условиях ДОУ.
Осуществляя работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, мы реализовали ряд проектов:
- краткосрочных: «Свойства воды», «Загадки неба», «Капельки дождя», «Солнечный луч», «Космонавты» и др.);
- долгосрочных: «Лаборатория удивительных наук», «Звуки космоса», «Мы на планете Земля», «7 чудес света», «Интересные факты о других планетах», «Всё о любимом шоколаде».
Библиографический список
1.       Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание. – 2003. № 3 С. 12.
2.       Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. 2006. С. 51-58.