Выпуск № 20 (95) 2021

Адонина М.А., Колмыкова О.В., Кощиенко О.В. Дары Ф. Фребеля как современная технология дошкольного образования

В настоящее время дошкольное образование претерпевает постоянные изменения, связанные, прежде всего, с поиском новых организационных форм, педагогических подходов, методологических приемов, технологий, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В связи с этим актуальным представляется обращение к педагогическому наследию
Ф. Фребеля, который является родоначальником дошкольной системы, создателем такого вида общественного образовательного учреждения, как «Kindergarten» («детский сад»), автором первой методики дошкольного воспитания. Именно его труды помогли выделить дошкольную педагогику в самостоятельную область научного знания [1].
Как известно, игра является ведущей деятельностью в дошкольный период детства. В ФГОС ДО указывается необходимость поддержки спонтанной игры детей, ее обогащения, обеспечения игрового времени и пространства [2].
Революционность педагогических взглядов Ф. Фребеля заключалась в признании игры, как естественной жизни ребенка, высшей ступени его развития в период дошкольного детства, и являющейся в руках взрослого педагогическим средством, который помогает достигнуть наибольших результатов [3].
Ф. Фребелем разработана первая в истории дошкольной педагогики система дидактического материала, которая направлена на формирование конкретных представлений о формах, величинах, пространственных и временных соотношениях, числах и счете в пределах первого десятка. Именно это система и получила название «Дары Фребеля». Остановимся на ней подробнее.
Первый дар представляет собой мяч, который Ф. Фребель считал одной из наиболее важных игрушке, это связано с тем, что именно с этой игрушкой «ребенок находит выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как целого и замкнутого единства» [3, с. 125]. В данном дидактическом наборе используется шесть мячей на ниточке, три из которых имеют «основной цвет» (красный, желтый, голубой), а три «промежуточный» (зеленый, фиолетовый, золотисто-желтый), еще туда добавляются белый и черный. Этот дар был только одним для изучения цветов, поэтому автор сделал его разноцветным, в отличие от других даров.
Методика взаимодействия с первым даром имеет определенную последовательность. Сначала ребенку дается мяч, он просто изучает его, чувствует круглую форму. Затем предлагается выполнить упражнения для ознакомления с категорией «сила», когда мяч на шнурке вкладывают в руку и тянут вверх до тех пор, пока он не выскользнет из руки. Данное упражнение позволяет по-новому воспринимать предмет, учит понимать «нераздельное, единое» и отдельное, давая ребенку опыт обладания предметом и его потери. После этого следует перейти к развитию чувства ритма – ребенок качает мяч как маятник со словами «тик – так», «бим – бом» или «туда – сюда», меняя ритм от медленного к быстрому и подстраивая под него свою речь. После можно предложить отбивать мяч от пола со словами «скок-скок» или «прыг-прыг», только после этого рекомендуется добавлять движения по кругу и по спирали. Следующий шаг предполагает ознакомление ребенка с пространством посредством погружения и вынимание мяча из емкости, катания его по полу и обращая внимание на состояния покоя и движения.
Второй дар – шар и кубик, как тела противоположно-разные и неразрывно связанные друг с другом. Шар является выражением чистого движения, а кубик – выражением полного покоя. Первое упражнение состоит в демонстрации противоположности их движения. Для этого воспитатель ставит кубик на стол и говорит: «Стой, твердо стой! Стой, кубик мой!». Далее следует расположить кубик на ребро или на один угол, и в доказательство того, что кубик так стоять не может, говорится: «На одной ноге, на одной ноге, кубик наш, тебе не стоять нигде!». Затем придерживается противоположная вершина кубика: «Не упадет он никогда, коль подержать его слегка!». После нужно раскрутить кубик как волчок, обратить внимание детей на вращение, сказать, что он вращается как круг. Воспитатель отмечает, что кубик может изображать другой предмет: девочку, которая вертится, котенка, который хочет поймать свой хвост и т.д. Такие сравнения позволяют научить детей воспринимать одну вещь с разных сторон, находя схожие признаки.
Построение остальных даров происходит в соответствии с философским обоснованием «единства и многообразия» и законом «противоположностей», когда тело рассматривается от неделимого к делимому. Каждый дар хранится в деревянном ящике-кубике с отодвигающейся крышкой, символизирующем единое «целое». С учетом методики данный ящик ставится на поверхность крышкой вниз, постепенно отодвигая которую, находящиеся в нем «части» сами опускаются на стол, и перед ребенком оказывается целое, которое состоит из определенных частей. Таким образом, воспитатель демонстрирует ребенку, как замкнутое в себе может оказаться делимым на части.
Третий дар – это кубик, который разделен через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними. Это кубик, который разделен на восемь равных между собой кубиков. Основной целью дара является обучение различению целого и части.
Четвертый дар – кубик, разделенный на восемь кубиков-брусков (кирпичиков), его ключевой целью выступает научить ребенка различать длину и ширину. Это изображение плоскостного и линейного протяжения, вид на горизонтальной плоскости и в вертикальном положении. Также можно предлагать детям игры на ознакомление с равновесием.
Пятый дар представляет собой кубик, дважды равномерно разделенный по всем трем направлениям на маленькие кубики, три из которых делятся наискось по диагонали пополам, а другие три – по двум диагоналям на четверти.
Шестой дар – кубик, который делится на 27 кирпичиков, три разделены пополам и вдоль, а 12 пополам поперек.
Таким образом, методический набор «Дары Фребеля» является дидактической разработкой, которая предназначена для последовательного ознакомления детей дошкольного возраста с простейшими геометрическими формами. Ф. Фребель дал ребенку наиболее простые и удобные тела для игр и построек, а его система стала основой деятельности, которую современная дошкольная педагогика называет конструированием.
Библиографический список
1.       Николаева А.В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования // Историко-педагогический журнал. 2018. № 4. С. 187-200.
2.       Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2013.
3.       Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Ф. Фребель. М.: Карапуз, 2000. 262 с.