Меню - Вестник дошкольного образования
Вестник ДО / Меню
Выпуск № 56 (131) 2021

Зернова Т.В., Ладыгина В.В., Репкина Ю.Б., Криветченко Е.С. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для нашей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа в условиях образовательных учреждений определена в целом ряде государственных документов, включая Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальную доктрину образования в Российской Федерации, «Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Сложившаяся современная ситуация требует пересмотра традиционного взгляда на проблему сохранения и поддержания здоровья дошкольников, в связи с чем особое значение приобретает формирование мотивации к здоровьесбережению с детства, активной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья, отношения к здоровью как одной из важнейших ценностей.
О.С. Виханский и А.И. Наумов считают, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [1].
Е.П. Ильин выделяет психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и называет их мотиваторами (мотивационными детерминантами). Автор говорит, что они становятся аргументами принятия решения при объяснении основания действия и поступка. Ниже перечислены выделенные Е.П. Ильиным группы мотиваторов: нравственный контроль (наличие нравственных принципов); предпочтения (интересы, склонности); внешняя ситуация; собственные возможности; собственное состояние в данный момент; условия достижения цели (затраты усилий и времени); последствия своего действия, поступка [2].
В основе любой мотивации лежит мотив. А.Н. Леонтьев определяет мотив как «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» [3, с. 132].
Н.М. Полетаева предлагает мотивацию здорового образа жизни оценивать как один из гуманистических критериев качества образования педагогов [4].
Процесс формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
- рассмотреть мотивацию к здоровому образу жизни как поэтапный процесс, результатом которого выступает развитие свойств личности ребенка, связанных со здоровым образом жизни;
- учитывать единство и взаимосвязь факторов мотивации к здоровому образу жизни;
- расширять знания о здоровье и здоровом образе жизни через организованную образовательную деятельность;
- использовать различные методы и приемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей.
Работу по формированию мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста рекомендуем проводить согласно нескольким этапам.
Первый этап предполагает формирование осознания потребности в здоровом образе жизни у детей. Педагог, используя разнообразные факторы образовательной среды, способы воздействия на дошкольников, добивается осознания каждым ребенком потребности в сохранении и укреплении здоровья, выполнении основных принципов ЗОЖ, собственной ответственности за образ жизни. Завершением данного этапа является продумыванием детьми изменения своего поведения.
Второй этап – «принятие мотива», на котором осуществляется анализ места здоровья и здорового образа жизни в их иерархии ценностей. Опираясь на значимый для каждого ребенка фактор, на индивидуально-личностный подход, педагог способствует принятию решения о соблюдении ЗОЖ, добивается готовности дошкольников соблюдать ЗОЖ.
Третий этап – реализация мотива. На этом этапе происходит реализации мотивации к ЗОЖ детьми согласно нескольким путям с учетом степени самостоятельности выполнения основных принципов: полностью самостоятельно, соблюдение ЗОЖ с участием семьи, с участием педагогического коллектива, совместно со сверстниками.
Четвертый этап – закрепление мотивов, предполагает становление мотивов как черт характера. Педагог имеет возможность работать с ребенком, находящимся на данном этапе развития мотивации к ЗОЖ, если дошкольник в самом начале имел достаточно высокую сформированность мотивации к ЗОЖ или процесс становления мотивации к ЗОЖ был инициирован ранее, чем началось педагогическое воздействие на данного ребенка.
Пятый этап – актуализация потенциального побуждения, отличается от предыдущих отсутствием педагога как организатора процесса мотивации. Данный этап связывается с успешным мотивированием детей к ЗОЖ, что обусловливает формирование у них долгосрочного плана в соответствии состоянием своего здоровья и здорового образа жизни.
Педагог может использовать следующие методы и приемы работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста:
- практические методы, направленные на самоисследование здорового образа жизни и здоровья: упражнения, игровой метод, элементарные опыта, моделирование;
- проблемные ситуации;
- элементы тренинга по формированию мотивации к ЗОЖ (упражнения): «Придумай девиз», «Преодолей лень», «Я хороший», «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Оживление приятных воспоминаний», «Ассоциация»;
- организация тематической недели, посвященной здоровому образу жизни.
Уделим внимание использованию проблемных ситуаций в формировании мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, так как такие ситуации нами активно применяются в образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Суть проблемной ситуации состоит в том, что педагогом создается познавательная задача, ситуация и предоставляется для детей возможность поиска средств ее решения при использовании ранее усвоенных знаний и умений. Проблемное обучение способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников, приучению их к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание открывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к возникновению вопросов и догадок.
В нашей практике используем четыре уровня проблемности в обучении:
- педагогом самостоятельно ставится проблема (задача), которую он сам решает, а дети слушают и обсуждают;
- педагогом ставится проблема, а дети самостоятельно или под его руководством находят решение; в данном случае педагог направляет ребенка к самостоятельным поискам путей решения (частично-поисковый метод);
- ребенок самостоятельно ставит проблему, педагог помогает в ее решении; осуществляется формирование умения у ребенка самостоятельно формулировать проблему;
- ребенок самостоятельно ставит и решает проблему; педагог не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения (исследовательский метод).
Создавая и решая проблемные ситуации можно применять такие методические приемы:
- поведение детей к противоречию, предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение дошкольников к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставление фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), а также эвристических вопросов;
- определение проблемных теоретических и практических заданий;
- постановка проблемных задач.
Приведем пример проблемной ситуации «Зубная боль». Педагог знакомит дошкольников с ситуацией (рассказывает текст): «Привет мои друзья! А вот и я спешу напомнить о себе. Я страшная, я нудная, я сильная Зубная боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы, где не любят зубной порошок, едят много сладостей. Я люблю детей, которые грызут карандаши, ручки, колют зубами орехи. Вот уж теперь вы от меня не спрячетесь!» После ознакомления детей с содержание текста, педагог показывает им иллюстрации с изображением темных, грустных зубов. Педагог задает вопросы: Как вы думаете, что произошло с этими зубами? и т.д. С помощью вопросов педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение. После этого демонстрируется вторая иллюстрация – зубы белые и веселые. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию мнений. После того как все дети высказались, педагог ставит своей задачей формирование аналитических умений у детей путем обобщения материала (Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы). Дошкольники применяют полученные знания, переводя их в реальность: нельзя грызть зубами орехи, не открывать зубами бутылки, не есть одновременно горячую и холодную пищу, есть больше овощей и фруктов, полоскать рот после еды, чистить зубы утром и вечером перед сном, и обязательно не забудь: раз в полгода сходить с мамой к зубному врачу, даже если у тебя ничего не болит
Таким образом, формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста не только позволит снизить риск влияния негативных факторов окружающей среды, но и в дальнейшем повысит эффективность адаптации к образовательному процессу в дошкольной организации.
Библиографический список
1.       Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Магистр, 2014. 576 с.
2.       Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб, 2006. 512 с.
3.       Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Академия, 2010. 352 с.
4.       Полетаева Н.М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. С. 30-39.