Выпуск № 56 (131) 2021

Чернева Е.М. Проектирование НОД в условиях реализации ФГОС ДО

Аннотация: В статье рассматриваются принципы построения НОД в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, их принципиальное отличие от традиционных занятий, требования к содержанию и формам организации.
Ключевые слова: ФГОС, НОД.
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Становится совершенно другой роль педагога. В условия ФГОС он является в большей степени «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям приобретает характер сотрудничества, отныне ребенок и педагог становятся равноправными партнерами.
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду.
Среди форм организации НОД традиционно выделяют:
- фронтальную;
- подгрупповую;
- индивидуальную.
ФГОС предъявляет следующие требования к содержанию НОД.
·           соответствует трем группам задач: образовательным (повышают уровень развития ребёнка), развивающим (развивают познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие), воспитательным (формируют нравственные качества личности, взгляды и убеждения);
·           должно быть интересным для детей, соответствовать возрастным особенностям;
·           предполагает не только закрепление имеющихся знаний и умений, но и формирование новых представлений;
·           предполагает наличие единой сюжетной линии (по возможности);
·           предполагает опору на жизненный опыт детей;
·           предполагает интеграцию с другими образовательными областями;
·           предполагает учет гендерных особенностей воспитанников (по возможности);
·           имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
Структура непосредственно образовательной деятельности предполагает наличие трех частей, связанных между собой общим содержанием и методикой:
·          организационная часть;
·          основная часть;
·          заключительная часть.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Организационная часть.
Начало НОД предполагает организацию детей. На этом этапе важно настроить детей на предстоящую деятельность, активизировать интерес к ней, создать положительный эмоциональный настрой, дать четкие и точные установки на будущую деятельность (последовательность действий, предполагаемый результат).
Воспитателю необходимо не только активизировать детей, но создать условия для осмысления и запоминания подготовленного им материала. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.
Основная часть.
Большая по времени часть занятия предполагает самостоятельную умственную и практическую деятельность детей, выполнение всех поставленных при проектировании задач.
Важно использовать при этом проблемные и исследовательские ситуации, интегративные задания, методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у них инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д.
Обязательным компонентом является индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Перед педагогом стоит задача создать такие условия, чтобы каждый ребёнок смог достичь хорошего результата.
Заключительная часть.
Завершение занятия ознаменовано подведением итогов и оценкой результатов деятельности:
- в младших группах педагог непременно хвалит детей за их усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;
- в средней группе педагог может дифференцированно подходить к оценке результатов деятельности детей, похвалив одних и дав напутствие другим, менее активным;
- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов могут привлекаться сами воспитанники.
Таким образом, современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.