Набиуллина Е.М. Конспект организованной образовательной деятельности (Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Формирование целостности культуры мира») на тему «Путешествие в мир тра
Тема: «Путешествие в мир транспорта» Продолжительность: 30 минут Цель: формировать познавательный интерес к различным видам транспорта. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные задачи: - познакомить детей с историей возникновения транспорта; - расширять знания детей о транспорте, уточнять понятия о различных видах транспорта: «наземный», «водный», «воздушный», «подземный»; - обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Транспорт. Виды транспорта»; - упражнять в употреблении существительных в родительном падеже ед. числа. 2.Коррекционно-развивающие задачи: - развивать психические процессы: зрительное и слуховое внимание, мышление, память, воображение, моторику рук. 3.Коррекционно-воспитательные задачи: - воспитывать культуру общения, умение выслушивать ответы товарищей; - воспитывать самостоятельность. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие». Активизация словаря: автомобиль, грузовик, трамвай, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, катер, колесо, кабина, капитан, пилот, лётчик, водитель, машинист, водный, воздушный, подземный, наземный. Предварительная работа: ИКТ-технологии, рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий, связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта. Средства реализации: набор карточек с видами транспорта, предметные картинки с изображением различных видов транспорта, танграм, игровизоры, звуки различного вида транспорта, фломастеры. Ход ООД Организационный момент Воспитатель: здравствуйте, дети, посмотрите у нас сегодня гости, Давайте поздороваемся с гостями. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Воспитатель: дети, послушайте внимательно и отгадайте загадки: Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет, Человек им управляет. Что такое? Дети: самолет Воспитатель: Дым пускает над водой Домик с белою трубой. Он пыхтит почти, как чайник, Капитан на нем начальник. Дети: пароход. Воспитатель: Четыре колеса Резиновые шины, Мотор и тормоза И что это? Дети: автомобиль Воспитатель: Многолюден, шумен, молот, Под землей грохочет город. Дети: метро Воспитатель: как можно назвать одним словом? Дети: транспорт. Воспитатель: правильно. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Дети: о транспорте. Воспитатель: чтобы правильно и красиво говорить важно, размяться, выполнить пальчиковую гимнастику. Пальчиковая игра: «Транспорт». Будем пальчики сгибать – (Сжимают и разжимают пальчики.) Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. (Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.) Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.) Воспитатель: видов транспорта много и с каждым годом становится всё больше и больше, а вы хотите узнать, откуда появился транспорт, как он возник? Дети: да! Воспитатель: тогда сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Мы с вамиотправимся в прошлое. А поможет нам в этом волшебное колесо. (На экране появляется колесо). Давайте скажем волшебные слова «По волшебному пути, колесо назад лети». Все началось с колеса. (Показ иллюстраций). Сначала человек изобрел колесо, поставил на него коробку, и эта конструкция стала называться тачкой, повозкой. (Показ иллюстраций). Потом появились телега, сани. (Показ иллюстраций). Затем - кареты. Карета – это крытая телега. Она предназначалась для перевозки людей, причём богатых. (Показ иллюстраций). Чуть позже человек изобрел лодку и парус, (показ иллюстраций) стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. (Показ иллюстраций). Так он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. У человека появились и другие виды транспорта, первым из которых был воздушный шар. (Показ иллюстраций). Но, увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. (Показ иллюстраций). Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз. (Показ иллюстраций). Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и был очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль. (Показ иллюстраций). Это произошло в конце 19 века. С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин. Поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта. (Крутится колесо). Воспитатель: понравилось вам наше путешествие? Дети: да. Воспитатель: счего началась история транспорта? Дети: сизобретения колеса. Воспитатель: на чем передвигались люди в прошлом? Дети: вкарете, на лодке. Воспитатель: а что является сердцем любого автомобиля? Дети: двигатель. Воспитатели: на чем работали первые двигатели? Дети: на углях, на дровах. Воспитатель: а современные двигатели, на чем работают? Дети: на бензине, солярке, газе, электричестве. Воспитатель: «По волшебному пути, колесо вперед лети». Вот мы и вернулись, давайте немного разомнемся. «Физкультминутка» Самолет Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны.) Появился самолет (полетели как самолеты.) Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо.) Делай «раз» и делай «два» (повороты влево-вправо.) Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши.) Руки в стороны держите, (руки в стороны.) Друг на друга посмотрите (повороты влево-вправо.) Раз и два, раз и два! (прыжки на месте) Опустили руки вниз, (опустили руки) И на место все садись! (сели на места) Воспитатель: дети, волшебное колесо рассказало нам о прошлом транспорта, а сейчас оно хочет, чтобы мы рассказали ему, что мы с вами знаем о современном транспорте. Расскажем ему? Дети: расскажем. Воспитатель: в современном мире существует несколько видов транспорта. Назовите их. Дети: водный, наземный, воздушный, подземный. Игра «Что лишнее» Воспитатель: посмотрите и скажите что здесь лишнее и почему? (Показ картинок) Автомобиль, мотоцикл, автобус, корабль… Дети: корабль, лишний, потому что корабль водный транспорт, а автомобиль, мотоцикл, автобус наземный транспорт. Воспитатель: пароход, лодка, самолет, парусник. Дети: самолет, потому что самолет это воздушный транспорт, а пароход, лотка, парусник относятся к водному транспорту. Воспитатель: автомобиль, велосипед, троллейбус, метро. Дети: метро, потому что это подземный транспорт, а автомобиль, велосипед, троллейбус это наземный транспорт. Воспитатель: самолет, вертолет, ракета, велосипед. Дети: велосипед, потому что велосипед наземный транспорт, самолет, вертолет, ракета воздушный транспорт. Воспитатель: дети, сейчас послушайте внимательно, и угадайте, какому виду транспорта соответствует характерный шум. Игра «Угадай на слух вид транспорта» По очереди включаю детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта: скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. Игра «Что без чего?» (На экране) Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, и скажите без чего транспорт. Дети: Машина без колеса. Дети: Самолет без крыла. Дети: Грузовик без кузова. Дети: Корабль без паруса. Дети: Вертолет без винта. Дети: Грузовик без кабины. Игра «Классификация». (На игровизоре) Воспитатель: дети напомните мне, какие виды транспорта вы знаете? Дети: наземный, водный, воздушный, подземный. Воспитатель: возьмите игровизоры. Вам нужно определить к какому виду относится этот транспорт. (Дети выполняют задание.) Воспитатель: А сейчас каждый из вас проверит, правильность выполнения задания. (Картинки) Воспитатель: Мы с вами живем в такое интересное время, когда в мире появляются новые машины. И может кто-то из вас станет изобретателем, конструктором. Волшебному колесу очень интересно, какими вы их видите. Игра «Собери транспорт» (геометрическиц фигуры). Воспитатель интересуется, что у них получилось, какую машину они собрали. Воспитатель: Дети, наше волшебное колесо отравляется дальше в путь, а мы скажем ему «По волшебному пути колесо вперед лети». Рефлексия. Воспитатель: о чём мы говорили на занятии? Дети: о транспорте. Воспитатель: что нового узнали? Дети: историю транспорта, без чего не бывает транспорт. Воспитатель:какое задание вам показалось сложным? легким? Дети: Мне понравилась игра «Классификация». Воспитатель: мне понравилось, что вы сегодня были очень активными, внимательными, справились со всеми заданиями. Литература: О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная группа.