Данная разработка включает в себя сценарии двух мероприятий по ознакомлению с народными инструментами русской и армянской культуры. На основе этих сценариев, педагоги могут самостоятельно разработать цикл мероприятий, по ознакомлению детей с музыкальной этнокультурой народов. Отличительной чертой сценариев является участие в мероприятии музыкантов-носителей русской и армянской культур. Сценарий досугового мероприятия «Гусли звончатые, переливчатые» Цель: ознакомление детей с русским народным инструментом – гусли Задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о русских народных инструментах. 2.Дать представление о русском народном инструменте – гусли (его строении, звучании, принципах игры). 3. Пополнить словарный запас новыми словами (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли). 4.Формировать слушательную культуру детей. 5. Развивать певческо-вокальные навыки. 6.Развивать познавательный интерес к народному творчеству, игре на русских народных инструментах. 7.Развивать самостоятельность, инициативу, фантазию у детей. 8.Воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, народной культуре. Возраст детей: 6-7 лет Материалы и оборудование. Для детей: шумовые музыкальные инструменты, гусли детские, трещотки традиционные, трещотки –рубель, кокошник, бубенцы, ложки; Музыкальные инструменты: баян, гусли (взрослые: крыловидные, шлемовидные, различных вариантов), мультимедийная система, музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация Power Point «Гусли звончатые», фонограмма русской народной мелодии «Барыня», в исполнении оркестра русских народных инструментов, фонограмма звучания гуслей, видеофильм с исполнителями на гуслях (по выбору педагога). Ход досугового мероприятия: Под фонограмму русской народной мелодии «Барыня», в исполнении оркестра русских народных инструментов, выходит музыкальный руководитель в русском народном костюме. Здоровается с детьми, проговаривая нараспев слово «Здравствуйте». Музыкальный руководитель: Ребята, какая красивая музыка звучала, когда я вошла. В чьём исполнении она звучала? Дети: В исполнении оркестра русских народных инструментов. Музыкальный руководитель: А, как вы это определили? Дети: Мы слышали звучание домры, балалайки. Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы будем с вами знакомиться с ещё одним русским народным инструментом, может быть кто-то из вас узнает его? Звучит мелодия в исполнении гуслей. Дети отвечают. Из-за кулис выходит гусляр, с гуслями в руках. Гусляр: Здравствуйте, ребята. Я принёс вам музыкальный инструмент. Как он называется? Дети отвечают. Гусляр: Ребята, сегодня я вам расскажу об истории возникновения гуслей. Рассказ гусляра сопровождается показом инструментов и презентации «Гусли звончатые, переливчатые». Гусляр: Гусли-инструмент струнный (Слайд № 1). Название его происходит от древнерусского слова «густы» -гудеть, а так как при игре струна издавала звук, гудела, то она получила название «гусла». Значит, гусли-это струны, гудящие струны. Инструмент этот, ребята, очень древний. С ними ходил по русской земле древнерусский сказитель Боян (Слайд №2), а также, на них играли скоморохи (Слайд№3). А так как сказители рассказывали о подвигах наших богатырей, то и форму гуслей делали, напоминающую головной убор русских воинов-шлем. И назывались такие гусли «шлемовидные» (показ «шлемовидных» гуслей), (Слайд №4). А ещё, русский народ многие формы подсматривал у природы. И поэтому форма некоторый гуслей напоминала крыло птицы. Они так и называются - «крыловидные» (показ «крыловидных» гуслей), (Слайд№5). Музыканты, которые играли на гуслях назывались гуслярами. Гусляр называет форму гуслей, которые у него в руках и рассказывает приёмы игры на гуслях, а затем, предлагает послушать детям их звучание. Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас, я предлагаю вам спеть под аккомпанемент гуслей. Но, для того, чтобы начать петь, нам нужно «разогреть» голос. Проводится дыхательная гимнастика: «Задуй свечу» - вдох, длинный выдох, как будто задуваем свечу. Исполняется попевка «Андрей-воробей»: 1.Андрей-воробей, Не гоняй голубей, Гоняй галочек Из-под палочек. 2. Не клюй песок, Не тупи носок. Пригодится носок, Клевать колосок. Музыкальный руководитель: А, сейчас, мы с вами исполним под аккомпанемент гуслей, русскую народную песню «Во поле берёза стояла», которую мы с вами разучивали на музыкальных занятиях. Исполняется первый куплет песни под аккомпанемент гуслей. Музыкальный руководитель: Ребята, как красиво у вас получается петь под гусли. А что ещё можно делать под аккомпанемент гуслей? Дети: Танцевать. Музыкальный руководитель: Правильно. Можно танцевать как плавные танцы, так и быстрые пляски. Предлагается детям потанцевать: хоровод, (проводится с желающими), под мелодию «Во поле берёза стояла» (Музыкальный руководитель «заводит» хоровод); пляску под русскую народную мелодию «Из-под дуба, из-под вяза» (танцевать можно как показу танцевальных движений Музыкальным руководителем, так и по инициативе детей) под аккомпанемент гуслей. Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы с вами пели и танцевали под гусли. А, хотите создать свой оркестр и поиграть вместе с гуслями. Предлагаю всем, кто желает, выбрать себе музыкальный инструмент и занять место в оркестре (детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать музыкальный инструмент). Проводится игра «Оркестр» под русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени» Игра проводится с детьми, желающими участвовать в оркестре. Музыкальный руководитель: Как здорово мы поиграли! А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим на экран. Продолжается показ слайдов презентации с последующим рассказом музыкального руководителя. Презентация «Гусли звончатые» Слайд 6, Слайд 7. Воркестре русских народных инструментов обязательно есть гусли. Слайд 8. Есть ансамбли, состоящие из одних гусляров. Итог: Музыкальный руководитель: - Скажите мне, пожалуйста, с каким русским народным музыкальным инструментом вы сегодня познакомились? -Красиво звучат гусли? -Какие виды гуслей бывают? -Как называются музыканты, которые играют на гуслях? Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня вы слышали, как звучат гусли в исполнении музыканта-гусляра Ф.И.О., давайте поблагодарим его за прекрасную игру аплодисментами и пригласим его на наши следующие мероприятия, посвящённые русским народным музыкальным инструментам. Ребята, вы хотите увидеть, как играет ансамбль гусляров? Я хочу предложить вам видеофильм, который вы посмотрите в группе, и где вы увидите, как на гуслях играют двое, трое и несколько исполнителей. А ещё, я попрошу вас нарисовать музыкальные инструменты, на которых вы играли в оркестре. Из ваших работ мы составим альбом русских народных инструментов. Сценарий досугового мероприятия «Звуки Армении» Цель: формирование представлений о народных музыкальных инструментах Армении. Задачи: 1.Познакомить со звучанием музыкальных армянских инструментов. 2.Находить общие черты в строении и звучании народных инструментов России и Армении на примере гуслей и канона. 3.Прививать бережное отношение к культурным традициям народов. 4.Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре других народов; 5.Воспитывать чувство толерантности, доброжелательности и гостеприимства к представителям других национальностей, проживающих на территории Костромской области; Возраст детей: 6-7 лет Материалы и оборудование. Для детей: шумовые и ударные музыкальные инструменты. Мультимедийная система: музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация Power Point «Звуки Армении», фонограмма звучания армянских народных инструментов, видеофильм об Армении (по выбору педагога). Ход досугового мероприятия: Под фонограмму армянской народной мелодии выходит Музыкальный руководитель. Здоровается с детьми армянским приветствием: «Барев дзез». Музыкальный руководитель: Ребята, так приветствуют друг друга в удивительно красивой стране Армении. А поздоровалась я с вами по армянски не просто так. Ведь Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная, и рядом с нами проживают представители удивительной страны Армении. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и познакомиться с народными музыкальными инструментами этой страны. Демонстрация видеоролика о природе Армении на фоне звучания народных инструментов (видеоролик на выбор педагога). Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какие чувства она у вас вызвала? (Дети отвечают) Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с инструментами, звучание которых создает эту удивительную музыку. И первый инструмент, с которым мы познакомимся называется Канон (Слайд 2). Канон - струнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом и 24 струнами. Он имеет деревянное покрытие, а с правой стороны имеет оболочку из кожи животного. Играя на инструменте, музыкант одевает на указательный палец медиатор и помещает инструмент на левое колено. При помощи этого музыкального инструмента, армянская народная музыка трогает за душу тысячи людей. Давайте послушаем его. Фонограмма звучания канона по выбору педагога. Музыкальный руководитель: Как вы думаете, на какой русский народный инструмент похож канон? (ответы детей). Музыкальный руководитель: Чем они похожи? (форма, звучание), Слайд 3. Дети предлагают свои варианты ответов. Музыкальный руководитель: Из глубины веков доходят до нас сведения об армянских народных певцах – гусанах. Гусаны пели песни, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах. Гусаны являлись сказителями, так же, как и древнерусский сказитель Боян (Слайд 4). Они также любили свою страну, пели об её истории, прославляли героев. Что вам напоминает слово гусаны? Предположения детей (русские гусляры). Музыкальный руководитель: Видите, как много общего в музыкальной культуре армянского и русского народа. Как вы думаете, помогает это дружить нашим народам? (Предположения детей). При необходимости педагог задает наводящие вопросы о совместных выступлениях музыкантов на фестивалях, посвященных народной музыке. Может ли это помочь дружбе? Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам послушать еще один народный армянский музыкальный инструмент, который называется Дхол (Слайд 5), и определить, к какой группе музыкальных инструментов он относится (к струнным или ударным). Ребята, сегодня я пригласила к нам необычного человека, который приехал из Армении и играет на дхоле (ФИО). Звучание дхола в исполнении музыканта. Музыкальный руководитель: Я попросила музыканта, чтобы он поиграл с нами в оркестре. Предлагаю всем, кто желает, выбрать себе музыкальный инструмент и занять место в оркестре (детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать детский шумовой музыкальный инструмент). Итог: Музыкальный руководитель: - Скажите мне, пожалуйста, с какими армянскими народными музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? -Красиво звучат канон и дхол? -Представьте, что мы пишем письмо детям в Армению. А как бы вы им рассказали, что у русского и армянского народа есть что-то общее? А ещё, я попрошу вас нарисовать армянские народные музыкальные инструменты. Не только канон и дхол, с которыми мы с вами познакомились, но и попросить родителей рассказать о других армянских музыкальных инструментах, посмотрите, как их много (Слайд 6), послушать их звучание и нарисовать их вместе с вами. Из ваших работ, мы составим альбом армянских народных инструментов. Музыкальный руководитель: Ребята, в дальнейшем, мы с вами продолжим знакомство с музыкальными инструментами народов, проживающих на территории Костромской области. А сейчас, давайте попрощаемся по-армянски: «Аджох».