Выпуск № 56 (131) 2021

Заболотная Н.В. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В путешествие за мечтой»

Заболотная Наталья Владимировна
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В путешествие за мечтой»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие музыкально-художественного творчества.
Задачи:
·           Закрепить знания о многообразии колокольчиков.
·           Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и ее образы, музыкальный слух, чувство ритма, творческие способности, умение быть активными участниками мероприятия.
·           Содействовать развитию творческого воображения посредством музыкально – ритмических движений и игре на музыкальных колокольчиках.
·           Создавать игровое и радостное настроение, развивать коммуникативные способности.
·           Обогащать эмоциональные впечатления от знакомства с музыкальными произведениями.
·           Чувствовать, понимать красоту музыки, передавать ее в движениях, игре на колокольчиках, соответствующих характеру музыки.
·           Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, уважение к традициям русского народа.
Предварительная работа.
Знакомство детей с музеем Колокольчиков.
Беседы:
О многообразии колокольчиков. Рисование, аппликация по теме «Колокольчики!»
Разучивание стихов, песен, поговорок. Игра на музыкальных колокольчиках. Просмотр презентаций о колокольчиках. Детско-родительские проекты о колокольчиках.
Оборудование. Разнообразные виды музыкальных колокольчиков. Костюмы лошадок, ямщика, козочки, пастуха, колокольчиков, Петрушки. Волшебный цветок-Колокольчик. Презентация
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.
Ход развлечения:
Дети заходят в зал под песню «Колокольчик» (автор/исполнитель: студия «Алёнушка)
Ведущий: Ребята! Я очень рада видеть всех Вас в музыкальном зале. Сегодня в нашем зале много гостей. Давайте с гостями поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: к нам пришли гости познакомится с вами и музеем колокольчиков.
Дети садятся.
Раздается запись: Как зовут меня, узнайте и загадку отгадайте.
Я цветочек луговой, я цветочек полевой.
В синей шапочке головка,
На ветру киваю ловко,
Говорят, пою я звонко,
И расту на ножке тонкой,
Украшая всё вокруг,
И конечно, поле, луг.
Ведущий: Кто же наш гость, ребята?
Дети: Колокольчик.
Дин - дон! Дин – дон! Раздается в поле звон.
Дин – дон! Дин – дон! Как красив и нежен он!
Ведущий: Встречаем нашего гостя! - (девочки-колокольчики выходят на танец)
Звучит песня «Колокольчик» (автор/исполнитель: Н. Лансере)
Танец Колокольчиков.
Девочки колокольчики танцуют - во время танца входит Колокольчик (раздают ребятам цветы-колокольчики)
Колокольчик: Здравствуйте, ребята!
Ведущий: Здравствуй, Колокольчик! Мы тебе рады!
Как ты к нам попал?
Колокольчик: Ой, ребята! Слышу как вы тут все весело живёте, поёте и танцуете, поэтому и решил к вам в гости прийти! Мой волшебный цветочек в этом помог.
Живу я и расту на своей полянке, пою свою единственную песенку динь -динь, динь –динь! И грустно мне, что слышат мою песенку только птички, пчелки и цветы.
Ведущий: Уважаемый Колокольчик, ты не прав-мы, конечно, не птички и не пчелки, а вот - твою песенку «Динь-динь» знаем, любим и поём.
Ведущий: Ребята, давайте порадуем нашего гостя песенкой. А называется наша песенка «Колокольчик динь-динь».
Песенка «Колокольчик динь-динь» (Слова и музыка Н.Заболотная)
Колокольчик: Спасибо, ребята за такую нежную песенку! Неспроста я к Вам пришел…
Ведущий: Что случилось с тобой колокольчик?
Колокольчик: Есть у меня мечта - встретиться с моими братьями Колокольчиками. Разузнать про них, как можно больше. Познакомиться с ними и подружиться. Одному мне ни за что не справится. Вас так много. Вы веселые, находчивые, дружные. С вами мы обязательно найдем моих братьев. Ну, что ребята, поможете мне исполнить мою мечту…
Ведущий:
Ребята, давайте подумаем, как помочь Колокольчику встретиться с его братьями - Колокольчиками? (дети: нарисовать рисунки и подарить их Колокольчику, с ним поиграть - развеселить, чем-то вкусным угостить, потанцевать, отправиться в путешествие…
Ведущий: Конечно, ПУ-ТЕ-ШЕ-СТВИЕ! Думаю, что нам надо как можно скорее отправляться в путешествие… по нашему музею. У нас так много экспонатов и у каждого своя история. (Выходят дети лошадки и ямщик)
Колокольчик: В путешествие? Как же я сам- то не догадался? Я так хочу путешествовать.
Ведущий: Твой волшебный цветок нам в этом и поможет. Отправляемся! Нас ждут братья Колокольчики!
Ведущий: Закрывайте глаза, я начинаю волшебство…
Колокольчик не простой,
Ты порадуй дорогой.
Волшебным голосом звени
К нам гостей ты пригласи!
Ведущий: А вот и первые гости - встречаем!
На звон отзывается звон поддужных колокольчиков.
«Тройка» -танец лошадок (Джеймс Ласт «Тройка»)
Ведущий: Вот и первые твои братья поддужные колокольчики или как еще их называли ямщицкие колокольчики.
Колокольчик: Ребята, а вы знаете, почему колокольчики называют поддужными?
Дети: Эти колокольчики назывались поддужными, потому что они висят на дуге, точнее под дугой центральной лошади.
Ведущий: Для чего они нужны ребята, как вы думаете?
Дети: Колокольчики звенят и всех предупреждают, что надо уйти с дороги.
Ведущий: Давно по улицам городов, деревень ездили лошади, запряженные или в телегу, или в повозку, в сани, в почтовый экипаж. На таких повозках перевозили и людей, и груз. Чтобы никого не сбить на дороге, не напугать- необходимо было подать сигнал. Сигнал мог подать ямщик. Самым распространенным сигналом был обычный свист. Более двух сот лет назад стали использовать для подачи сигнала колокольчики. Звуки колокольчика помогали лошадям бежать дружно, подчиняясь единому ритму. Звон этих колокольчиков предупреждал о приближении экипажа и его было слышно за много-много вёрст. Звон колокольчиков как бы говорил: «Уступи дорогу!» Уступи дорогу!» Забавные поговорки сочиняли люди про поддужные колокольчики
Кто ребята из вас нам их расскажет?
Дети:
1. «Звенит-потешает, ездить поспешает!»
2. «Звону много - веселей дорога!»
Про колокольчики сочиняли стихи, ребята расскажите, мы с удовольствием их послушаем.
Дети:
1.       Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из - под копыт.
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит!
2.       Набирает скорость тройка,
Топот слышится копыт.
Колокольчик медью звонко
Над дорогою гремит!
3.       Тройка - птица, тройка - птица
С бубенцами лихо мчится.
Звонче, звонче бубенцы.
Эй! Быстрее, удальцы!
А ещё сочиняли песни и одну из самых любимых народом песен, я думаю, мы с гостями для Вас исполним.
«В лунном сиянье» (музыка/слова Евгений Дмитриевич Юрьев)
Ведущий: Ну, что же тройке пора продолжить свой путь.
Колокольчик: Я так рад, что вы меня познакомили и рассказали о моих братцах-поддужных колокольчиках.
Ведущий: А я ребята хочу вам пожелать обязательно покататься на резвой тройке лошадей со звоном поддужных колокольчиков.
Колокольчик: Вот уехала резвая тройка лошадей. Давайте поскорей отправимся дальше путешествовать. (заходят дети лошадки)
Ведущий: Продолжаем наше путешествие! Закрывайте глаза, я начинаю волшебство…
Колокольчик не простой,
Ты порадуй дорогой.
Волшебным голосом звени
К нам гостей ты пригласи!
Ведущий: Встречаем следующего гостя!
На звон отзывается Петрушка с бубенцами!
Петрушка: Я веселая игрушка
А зовут меня - Петрушка».
Это я, это я! В гости к вам пришел, друзья!
Я знакомый вам, Петрушка, в яркой шапке на макушке.
Бубенцы держу в руке, бубенцы на колпачке!
Здравствуйте, ребята!
Ведущий: Здравствуй, Петрушка!
Вот, уважаемый Колокольчик, смотри у Веселого Петрушки бубенцы-бубенчики! Это тоже твои братья! Они, как и колокольчики имеют «свои голоса!»
Петрушка: Про мои бубенчики-бубенцы говорят - они галдят, звенят, шумят, трезвонят. Я со своими бубенцами никогда не расстанусь!
Я ими звоню - дин-дон, дин-дон!
Себя веселю, Вас веселю, всем настроение подниму!
Крутит головой - «Слышите, как они звенят!?»
Колокольчик: Ах, Петрушка-молодец! На макушке бубенец! Рад с тобой я подружиться и с тобою веселится!
Петрушка! Ты такой весельчак - а попробуй нас удивить. Всех гостей развеселить.
Петрушка: Вас, конечно, удивлю. Я немного попляшу!
Танцует
Петрушка: Что это я один пляшу - а ну-ка мои друзья - только для вас бубенцы я оживлю, их на танец приглашу!
Танец бубенчиков – бубенцов (Т.И.Суворова «Танец с бубенчиками»)
Петрушка: Смотри народ, Петрушка бубенцы всем раздает…
Я весёлый озорной! Вас играть зову со мной? Вот вам всем бубенчики, поиграем птенчики.
Игра со звоночками
Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга — водящий.Дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыкальной фразы поворачиваются лицом в круг.Во время исполнения новой фразы дети звенят колокольчиком и кружатся. Эти танцевально-музыкальные движения повторяются -2 раза. С окончанием музыки дети кладут колокольчики на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят:
Раз, два, три, раз, два, три-
Колокольчик, позвони!
Затем поворачиваются и быстро берут свои колокольчики. Водящий в это время пытается взять чей-либо колокольчик. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга. Игра продолжается.
Петрушка: Мой весёлый колпачок лихо сдвинут на бочок!
Был я встрече с вами рад! Колокольчик милый брат! Ты меня не забывай! И к Петрушке приезжай! До скорой встречи, ребята!
Колокольчик: Обязательно встретимся!
Ведущий:
Продолжаем наше путешествие! Закрывайте все глаза, и я начинаю волшебство…
Колокольчик не простой,
Ты порадуй дорогой.
Волшебным голосом звени
к нам гостей ты пригласи!
Ведущий: Кто там к нам спешит - посмотрим…
Появляется пастушок:
Пастушок: Ой, коза, моя коза!
Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Эх, Коза, моя Коза, где искать теперь тебя?
Коза: Ме - ме! (звенит колокольчиком)
Колокольчик: Это, что за перезвон,
Колокольчика трезвон,
Пастушок:
Так ведь это же коза,
Прибежала к нам, друзья.
(забегает козочка)
Пастушок: Почему же ты, Коза, убежала от меня?
Козочка:
Я –веселая Коза, я- рогатая коза ме-ме- ме!
Играю целый день, гуляю целый день!
Звенит мой колокольчик: «Динь-динь, динь-динь-дилень!»
Колокольчик: Как интересно! Этот звук я слышал на своем лугу.
Пастух: Конечно, слышал.
Я пасу свою Козу-там на дальнем на лугу.
Колокольчик: А как этот братец- колокольчик называется? Для чего он нужен?
(предположения детей).
Дети: Это пастушковые колокольчики. Их прикрепляют коровам, козам, овцам для того, чтобы они не потерялись, и было слышно, где они пасутся.
Ведущий:У этих колокольчиков есть еще одно название - старинное и древнее-Ботало. У каждого ботала есть свой голос - хозяева издалека могут слышать, где их «кормилица» - корова, или коза пасётся, так как при любом движении животного ботало постоянно брякает, издаёт звук.
Пастушок: У меня Коза не простая, она у меня музыкальная. Она любит, когда поют, танцуют, играют и веселятся.
Ведущий: Ну, что же в таком случае милый пастушок присоединяйся со своей козой к нашим ребятам.
Игра «Угадай, какой звенит колокольчик?»
Дети угадывают, по звучанию колокольчика, из чего он сделан? (керамика, дерево, хрусталь, железный, стекло, валдайский, бубенчик)
Дети идут вперед и говорят слова:
Водящий: (дети) (выглядывает из-за колокольчика)
Дин - дон! Дин – дон! Это что за перезвон
Дети: Мы тихонько подойдем, слушать дружно все начнем!
Колокольчик: Как интересно поиграли, вот сколько колокольчиков послушали. Да, пастуший колокольчик я теперь ни с чем не перепутаю, услышу и сразу его узнаю.
Пастух Нам пора, ребята, домой возвращаться! Всего Вам хорошего.
Коза: Ме-ме! Не забывайте пить козье молоко!
Ведущий: Продолжаем наше путешествие! Закрывайте все глаза, и я начинаю волшебство…под волшебную музыку произносит слова:
Колокольчик не простой,
Нас порадуй дорогой.
Волшебным голосом звени
К нам гостей ты пригласи! - звучит музыка….
На звон отзывается колокольный звон.
Ведущий: Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.
Колокольный звон мало кого оставит равнодушным.
Колокольчик: Какой звук красивый у моих родственников - величественный звук. Интересно, когда появился первый колокол?
Ведущий: Существует очень красивая легенда об этом.
Возвращаясь с дальней дороги, монах по имени Паулиний заболел. Он пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву! Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда он проснулся и открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок-колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и попросил литейщиков сделать копию цветка из металла. Литейщики выполнили его просьбу. Считается, что так и появился первый церковный колокол.
Постепенно колокол стал неотъемлемой частью богослужения.
Ведущий: Вот Колокольчик ты познакомился еще с одним братом.
Давай немного послушаем как звучат колокола. (видео)
Колокольчик: Как красиво звучат колокола. Какие величественные звуки у больших Колоколов - у них своя история и свой голос.
Интересно, ребята, а справитесь ли с моей музыкальной загадкой?
Игра «Повтори колокольный звон» - педагог играет ритм, кто - то из детей повторяет, можно попробовать наоборот.
Колокольчик: Да теперь уверен ребята, что всех моих родственников из семейства колокольчиковых - я узнаю!
Ведущий: Поверь у тебя огромное количество братьев. И все они по- своему прекрасны - у каждого свой голосок и песня.
Колокольчик: Ребята! Я так рад нашему путешествию.
Ведущий:
Мы тоже рады, а теперь с нами вместе порадуем всех гостей чудесной музыкой колокольчиков.
Дети берут колокольчики - подготовка к оркестру - выносят столы.
Ведущий:
Как только палочка взлетит —
Оркестр дружно зазвучит!
И несется перезвон-динь-дон, дин-дон!
Оркестр колокольчиков (музыка: И.Степаненко)
Ведущий: Всем большое спасибо! Оркестр удался!
Колокольчик: Большое спасибо ребята, что помогли мне исполнить мою мечту, я смог встретиться со своими братьями колокольчиками- у каждого своя история, они все такие разные, все имеют свой неповторимый голос. Конечно, немного грустно, что нам надо расставаться…
Ведущий: Ребята, думаю, что нашему колокольчику не стоит грустить. Колокольчик, приходи к нам ещё в гости, в наш музей! В музее большая выставка разных видов колокольчиков - ребята тебе расскажут еще о многих твоих братьях Колокольчиках, и ты сможешь еще ни раз услышать их чудесный звон.
Колокольчик: Обязательно приду, ребята!
Разрешите мне еще раз заняться волшебством.
Колокольчик не простой,
Нас порадуй дорогой.
Волшебным голосом звени
Ребят, гостей ты угости!
Девочки-колокольчики вносят пряники для ребят и гостей.
Колокольчик: До свидание ребята! До новых встреч!