Выпуск № 20 (95) 2021

Александрова С.Е., Горина И.М. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Исполь-зование артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»



Цель: Повышение профессионального масстерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию ЭСО при проведении артикуляционной гимнастики с дошкольниками.
Задачи:
1.       Познакомить педагогов с интерекативной артикуляционной гимнастикой программно-дидактического комплекса «Логомер 2».
2.       Обучать последовательности действий, использованию методов и приёмов использования ЭСО при проведении артикуляционной гимнастики.
3.       Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Материал и оборудование:
Ноутбук, презентация на тему «Возможности использования ЭСО при проведении артикуляционной гимнастики с дошкольниками», интерекативная артикуляционная гимнастика программно-дидактического комплекса «Логомер 2».
Ход мастер-класса:
Дошкольнику чтобы научиться произносить сложные звуки, необходимо развивать мышцы губ и языка, язык должен удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой - серьёз­ная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребё­нок не отвлекался и не уставал, мы превращаем эту работу в весёлую игру.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Артикуляционную гимнастку выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом. Выполняем упражнение эмоционально, в игровой форме.
Работа организуется следующим образом.
1.       Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы (артикуляционные карточки, электронные средства обучения (ЭСО)
2.   Показывает его выполнение.
3.   
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Предлагаю перейти к практической части и выполнить несколько упражнений.
Упражнение «Часики».
«Посмотрите на часы. Как работает маятник часов?»

«Вправо - влево, вправо - влево, тик - так, тик - так». Показываем движение языка вправо, влево. Следим, чтобы рот был открыт, губы в улыбке, челюсть не двигается.
Параллельно мы используем работу пальцев рук. Движение рук синхронизируются с движением языка. Тем самым мы решаем две задачи: активизируем артикуляционный аппарат и развиваем мелкую моторику. Показываем ладошками, затем указательными пальцами движений вправо-влево.
Упражнение «Качели».

«Как качаются качели?» «Вверх-вниз, вверх-вниз». Посмотрите на картинку, кончик языка прячется за верхними и нижними зубками. Показываем движение языка вверх – вниз. Следим, чтобы рот был открыт, губы в улыбке, челюсть не двигается. Показываем ладошками движений вверх, вниз.

Упражнение «Грибок»
Посмотрите на картинку. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке.
Упражнение «Блинчик»
Посмотрите на картинку. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягива

лась на нижние зубы.
 «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Упражнение «Дятел»

Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».
Упражнение «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Когда ребёнок усвоил основные правила выполнения упражнений, мы начинаем использовать в своей работе разные дидактические материалы: например интерекативную артикуляционную гимнастику программно-дидактического комплекса «Логомер 2». В наборе 27 анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами.
Переходим к выполнению интерекативной артикуляционной гимнастики программно-дидактического комплекса «Логомер 2». (Педагоги выполняют упражнения).
Литература:
·          Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева» М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 688 с.
·          Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.
·          Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2016. - 957 c.
·          Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 768 c.
·          Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2014. - 732 c.