Александрова С.Е., Горина И.М. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Исполь-зование артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессионального масстерства педагогов в процессе активного педагогического общенияпо использованию ЭСО при проведении артикуляционной гимнастики с дошкольниками. Задачи: 1. Познакомить педагогов с интерекативной артикуляционной гимнастикой программно-дидактического комплекса «Логомер 2». 2. Обучать последовательности действий, использованию методов и приёмовиспользования ЭСО при проведении артикуляционной гимнастики. 3. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. Материал и оборудование: Ноутбук, презентацияна тему«Возможности использования ЭСО при проведении артикуляционной гимнастики с дошкольниками», интерекативная артикуляционная гимнастика программно-дидактического комплекса «Логомер 2». Ход мастер-класса: Дошкольнику чтобы научиться произносить сложные звуки, необходимо развивать мышцы губ и языка, язык должен удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика. Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой - серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, мы превращаем эту работу в весёлую игру. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Артикуляционную гимнастку выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом. Выполняем упражнение эмоционально, в игровой форме. Работа организуется следующим образом. 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы (артикуляционные карточки, электронные средства обучения (ЭСО) 2. Показывает его выполнение. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Предлагаю перейти к практической части и выполнить несколько упражнений. Упражнение «Часики». «Посмотрите на часы. Как работает маятник часов?»
«Вправо - влево, вправо - влево, тик - так, тик - так». Показываем движение языка вправо, влево. Следим, чтобы рот был открыт, губы в улыбке, челюсть не двигается. Параллельно мы используем работу пальцев рук. Движение рук синхронизируются с движением языка. Тем самым мы решаем две задачи: активизируем артикуляционный аппарат и развиваем мелкую моторику. Показываем ладошками, затем указательными пальцами движений вправо-влево. Упражнение «Качели».
«Как качаются качели?» «Вверх-вниз, вверх-вниз». Посмотрите на картинку, кончик языка прячется за верхними и нижними зубками. Показываем движение языка вверх – вниз. Следим, чтобы рот был открыт, губы в улыбке, челюсть не двигается. Показываем ладошками движений вверх, вниз.
Упражнение «Грибок» Посмотрите на картинку. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Упражнение «Блинчик» Посмотрите на картинку. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягива
лась на нижние зубы. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). Упражнение «Дятел»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Упражнение «Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. Когда ребёнок усвоил основные правила выполнения упражнений, мы начинаем использовать в своей работе разные дидактические материалы: например интерекативную артикуляционную гимнастику программно-дидактического комплекса «Логомер 2». В наборе 27 анимированных картинок с озвученными стихами и поясняющими текстами. Переходим к выполнению интерекативной артикуляционной гимнастики программно-дидактического комплекса «Логомер 2». (Педагоги выполняют упражнения). Литература: · Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева» М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 688 с. · Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с. · Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2016. - 957 c. · Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 768 c. · Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2014. - 732 c.