Задачи:
-познакомить детей с историей татарских национальных головных уборах;
-познакомит с основными элементами татарских национальных узоров;
-ввести в словарь новые слова: калфак и тубэтэй;
-воспитывать интерес к национальной культуре татарского народа, уважение к мастерам народного промысла;
-обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента;
-формировать самостоятельность и творческого мышления детей;
-способствовать развитию доброжелательности, уважения по отношению друг к другу.
Предварительная работа
Рассматривание альбома, «Национальные татарские узоры», картинок «Национальные костюмы».
Материалы к занятию и оборудование
Куклы в татарских национальных костюмах. Готовые шаблоны (тюбетэй, калфак) разноцветный бисер. Оборудование для аппликации. Проектор, музыкальный центр, сундучок с тюбэтй и калфак. Презентация.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости сегодня пришла эби (бабушка) со своими внуками Айгуль и Марат. Давайте мы поздороваемся с гостями «Исэнмэсез!»
В зал входит воспитатель по обучению детей татарскому языку с двумя куклами, одетыми в татарские национальные костюмы «Айгуль» и «Марат»
Воспитатель по тат. яз.: Ребята, Айгуль и Марат выступают на конкурсе и по пути зашли к нам в детский сад, что бы показать какую красивую одежду им сшили (воспитатель показывает кукол)
Воспитатель: скажите ребята, что это за наряд такой красивый, необычный?
Дети: Татарский национальный костюм.
Воспитатель тат. яз.: А как вы думаете, носят такую одежду в наше время?
Дети: нет
Воспитатель тат. яз.: а где ее можно увидеть?
Дети: на старых фотографиях, музеях в кино и т.д.
Воспитатель тат. яз.: а как вы думаете, удобно ли двигаться в такой одежде?
Дети: нет. В ней неудобно бегать, водит машину, ездит на велосипеде, заниматься спортом.
Воспитатель тат. яз.: правильно ребята, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину. А сейчас я бы хотела с вами поиграть в одну татарскую национальную игру, хотите?
Дети: да
Воспитатель тат. яз.: тогда вам нужно поделиться на пары, и построится друг за другом. (Чума укдэк, чума-каз), а Айгуль и Марат посмотрят, как вы умеете играть.
Игра «Чума урдэк, чума-каз»
(дети встают парами, друг за другом и под музыку поют песню на татарском языке и выполняю движения с соответствием слов)
Воспитатель: Понравилась вам игра?
Дети: да
Воспитатель тат. яз.: Айгуль и Марату понравилось как вы играли. А теперь давайте мы по внимательней рассмотрим костюм «Айгуль» (воспитатель держит куклу «Айгуль» и показывает каждую деталь изделия и говорит из чего состоит этот наряд: платье –кульмэк, камзул, калфак, сапожки-ичиги)
-Ребята обратите внимание на головной убор «калфак», давайте вместе повторим, - «калфак». Он вышит золотистыми нитками и бисером.
-А теперь давайте рассмотрим наряд «Марата». (воспитатель держит в руке куклу называет и показывает каждую деталь одежды: рубашка-кульмэк, жилетка, шоровары-штан, тюбетейка, сапожки-ичиги)
-Ребята, а у «Марата» головной убор называется «тюбятэй», и он тоже вышит красивым орнаментом и бисером. И Марат хочет сказать, что он знает одну интересную игру с тюбетейкой. Называется она «Тубэтэй». Хотите поиграть с тубэтей Марата?
Дети: да
Игра «Тубэтэй»
(дети встают в круг и предают «тбэтэй» по ругу со словами под музыку, на ком «тубэтэй» остановилась тот, выполняет задание детей)
Воспитатель тат. яз: Молодцы ребята. Ребята, Айгуль и Марат должны уйти они опаздывают на конкурс. Давайте с ними попрощаемся, «Саубулыгыз!» - «До свидание!»
Воспитатель: ребята, а давайте мы свами будем модельерами и украсим татарский головной убор.
-но для этого мы с вами просмотрим сначала образцы (просмотр презентации) после просмотра воспитатель приглашает детей украсить головные уборы по выбору (тубэтэй и калфак). На столах приготовлены шаблоны- калфак и тубэтэй, разноцветный бисер и оборудование для аппликации.
Воспитатель показывает готовые образцы калфак и тубэтэй, объясняет технику украшения орнамента бисером. Дети выполняют работу. В ходе выполнения играет татарская национальная музыка.