Ярмухамедова Н.М., Леонтьева И.В. Конспект интегрированного занятия в рамках национального регионального компонента по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию в старшей групп
Цель: Используя системный подход расширить представление детей о национальной культуре, в частности о татарских национальных головных уборах (тубэтэй и калфак). Задачи: -познакомить детей с историей татарских национальных головных уборах; -познакомит с основными элементами татарских национальных узоров; -ввести в словарь новые слова: калфак и тубэтэй; -воспитывать интерес к национальной культуре татарского народа, уважение к мастерам народного промысла; -обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента; -формировать самостоятельность и творческого мышления детей; -способствовать развитию доброжелательности, уважения по отношению друг к другу. Предварительная работа Рассматривание альбома, «Национальные татарские узоры», картинок «Национальные костюмы». Материалы к занятию и оборудование Куклы в татарских национальных костюмах. Готовые шаблоны (тюбетэй, калфак) разноцветный бисер. Оборудование для аппликации. Проектор, музыкальный центр, сундучок с тюбэтй и калфак. Презентация. Ход занятия Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла эби (бабушка) со своими внуками Айгуль и Марат. Давайте мы поздороваемся с гостями «Исэнмэсез!» В зал входит воспитатель по обучению детей татарскому языку с двумя куклами, одетыми в татарские национальные костюмы «Айгуль» и «Марат» Воспитатель по тат. яз.: Ребята, Айгуль и Марат выступают на конкурсе и по пути зашли к нам в детский сад, что бы показать какую красивую одежду им сшили (воспитатель показывает кукол) Воспитатель: скажите ребята, что это за наряд такой красивый, необычный? Дети: Татарский национальный костюм. Воспитатель тат. яз.: А как вы думаете, носят такую одежду в наше время? Дети: нет Воспитатель тат. яз.: а где ее можно увидеть? Дети: на старых фотографиях, музеях в кино и т.д. Воспитатель тат. яз.: а как вы думаете, удобно ли двигаться в такой одежде? Дети: нет. В ней неудобно бегать, водит машину, ездит на велосипеде, заниматься спортом. Воспитатель тат. яз.: правильно ребята, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину. А сейчас я бы хотела с вами поиграть в одну татарскую национальную игру, хотите? Дети: да Воспитатель тат. яз.: тогда вам нужно поделиться на пары, и построится друг за другом. (Чума укдэк, чума-каз), а Айгуль и Марат посмотрят, как вы умеете играть. Игра «Чума урдэк, чума-каз» (дети встают парами, друг за другом и под музыку поют песню на татарском языке и выполняю движения с соответствием слов) Воспитатель: Понравилась вам игра? Дети: да Воспитатель тат. яз.: Айгуль и Марату понравилось как вы играли. А теперь давайте мы по внимательней рассмотрим костюм «Айгуль» (воспитатель держит куклу «Айгуль» и показывает каждую деталь изделия и говорит из чего состоит этот наряд: платье –кульмэк, камзул, калфак, сапожки-ичиги) -Ребята обратите внимание на головной убор «калфак», давайте вместе повторим, - «калфак». Он вышит золотистыми нитками и бисером. -А теперь давайте рассмотрим наряд «Марата». (воспитатель держит в руке куклу называет и показывает каждую деталь одежды: рубашка-кульмэк, жилетка, шоровары-штан, тюбетейка, сапожки-ичиги) -Ребята, а у «Марата» головной убор называется «тюбятэй», и он тоже вышит красивым орнаментом и бисером. И Марат хочет сказать, что он знает одну интересную игру с тюбетейкой. Называется она «Тубэтэй». Хотите поиграть с тубэтей Марата? Дети: да Игра «Тубэтэй» (дети встают в круг и предают «тбэтэй» по ругу со словами под музыку, на ком «тубэтэй» остановилась тот, выполняет задание детей) Воспитатель тат. яз: Молодцы ребята. Ребята, Айгуль и Марат должны уйти они опаздывают на конкурс. Давайте с ними попрощаемся, «Саубулыгыз!» - «До свидание!» Воспитатель: ребята, а давайте мы свами будем модельерами и украсим татарский головной убор. -но для этого мы с вами просмотрим сначала образцы (просмотр презентации) после просмотра воспитатель приглашает детей украсить головные уборы по выбору (тубэтэй и калфак). На столах приготовлены шаблоны- калфак и тубэтэй, разноцветный бисер и оборудование для аппликации. Воспитатель показывает готовые образцы калфак и тубэтэй, объясняет технику украшения орнамента бисером. Дети выполняют работу. В ходе выполнения играет татарская национальная музыка.