В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится приобщение к культурному наследию «Без прошлого нет будущего», ‒ гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться! Любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры всего общества. С самого раннего возраста необходима работа по воспитанию любви к Родине и чувства национальной гордости. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Изучение культурного наследия родного края расширяет кругозор и развивает познавательный интерес детей, формирует практические и интеллектуальные умения, способствует развитию творческих возможностей.
Цель работы: систематизировать и углубить знания воспитанников о культурном наследии России;
Задачи педагога:
- расширять представления о пространственно-временных связях, активизировать в речи соответствующие понятия;
- формировать социокультурные и коммуникативные компетенции;
- воспитывать интерес к культурному наследию своей страны.
При решении данной проблемы меня заинтересовал один из типов детского исследования - путешествие по “Реке времени”. Технология носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «Река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.
Актуальность рассматриваемой темы в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа и предназначения тех или иных вещей, но игра – путешествие является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Подобные пособия развивают воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.
Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный бумажный лист, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.
К примеру: «древность» - «старина» - «наше время» - «будущее».
«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, «будущее» - предполагаемые, фантастические или вымышленные предметы или явления, пока не существующие в современном мире.
Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Панно «Река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: для использования в работе на столе или в подвешенном виде на стене для дальнейших «исследований».
Основная цель пособия - дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких-либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки» (например, найти место на «Реке времени» для великих культур древнего мира).
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации «метки-картинки» понятные детям, на каждой остановке во времени. На первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «Реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели? »
Тематика путешествий на 2020-2021 учебный год:
История жилища
История бытоустройства;
История сухопутного транспорта;
История огня (освещение и тепло);
История мореплавания
История воздухоплавания;
История письменности (книгопечатание);
История коммуникации (почта);
История профессий.
История игрушки.
Истрия росписи народной игрушки.
Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и выкладывают на соответствующих «остановках. В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей или просматривая ролики в интернете.
Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги (формат А4) используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см).
Решение образовательных задач предусматривает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;
- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;
- предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Опыт работы показывает, что технология «путешествие по Реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «Река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде опробования возможностей любого нового материала.
Работая по пособию всего 3 месяц, я уже сейчас вижу, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Они задают вопросы на интересующие их темы. Воспитанники научились наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать.
То, что будет дальше в этой жизни – ребёнок увидит и узнает сам. Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было, когда его не было?! Каким же увлекательным покажется ему путешествие по «Реке времени»!