Для воспитанников подготовительных к школе групп и учащихся 1-2 классов (АООП ТНР/ЗПР). Цель: формирование первичных представлений о зимней экосистеме леса. Задачи: Образовательные: Закреплять полученные знания об окружающем природном мире; Коррекционно-развивающие: Актуализировать знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории; Систематизировать знания детей об особенностях жизнедеятельности обитателей леса в зимний период времени; Способствовать пониманию причин происходящих изменений в жизни лесных обитателей; Развивать слуховое, зрительное восприятие, внимание, речь, общую и мелкую моторику; Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, повышать культуру поведения в природе и окружающей среде. Учить работать в коллективе и помогать друг другу. Воспитывать уважение детей к труду взрослых. Оборудование: снежинки, снежки, два стола, стулья для 2 команд (установлены полукругом), презентация, елки, силуэты деревьев, зимние домики, бумага для оригами, эмблемы для участников команд, буквы. Ход: Ведущая: Здравствуйте, ребята. Мы с вами много говорили о зиме, читали, проводили различные опыты. И теперь вы много знаете о жизни растений и животных зимой. Сегодня я с удовольствием приглашаю вас на интересную викторину «Лесные великаны». А поможет мне наш старый друг. Он-то не понаслышке знает, каково живется птицам и зверям в зимнем лесу, в котором каждое заснеженное дерево выглядит как огромный великан. Встречайте, Лесовичок! Лесовичок: Здравствуйте! Я снова пришел к вам в гости из зимнего леса. Ведущий: Лесовичок, у нас сегодня состоится викторина. В ней участвуют две команды: «Снегири» и «Синички». А задания будут про твой дом. Лесовичок: Вот он перед вами! (на экране картинка зимнего леса). Послушайте, как тихо, но если прислушаться, то можно услышать много зимних звуков. 1 конкурс «Определи по звуку» (звучит фонограмма природных и бытовых шумов: дятел, лесорубы, скрип снега, завывание ветра, вой волка, звук пилы. (За каждый правильный ответ -1 снежок.) Ведущий: Я словно оказалась в зимнем лесу! Кругом заснеженные деревья! 2 конкурс «Узнай дерево по силуэту». Ведущий: Ребята, определите по силуэту, какое дерево перед вами? (Показ слайдов командам по очереди. За каждый правильный ответ -1 снежок.) 3 конкурс «Чьи следы?» Лесовичок: Молодцы! Вижу, вы знаете названия деревьев. А знаете ли вы, что деревья – это дома для лесных обитателей. На деревьях в гнездах, в дуплах, под деревьями в логове, в норах живут животные и птицы. Они выходят из своих домиков в поисках пищи. Что оставляют животные на снегу? Правильно следы. И следующий вопрос: «Чьи же следы на снегу?» Отгадайте. (Команды по очереди отгадывают какому лесному обитателю принадлежат следы. За каждый правильный ответ -1 снежок.) Следы - зайца, волка, птицы, лося, рыси, человека. 4 конкурс: «Изобрази животных» Ведущий: Ребята, следы животных отгадали правильно! А теперь попробуйте изобразить зверей и птиц с помощью мимики и жестов. (Команды по очереди показывают заданное животное. За каждый правильный ответ, выразительный показ -1 снежок). 1 команде: - злой, голодный волк; - осторожный заяц; - внимательная сова; - спящий медведь; 2 команде: - хитрая лиса; - проворная белка; - забияка воробей; - колючий сонный еж Лесовичок: Ребята, а где спят ёж и медведь? А какие лесные дома вы еще знаете? 5 конкурс: «Чей домик»? Ведущий: Определите, чей домик на экране? - берлога - дупло - нора - хатка - гнездо - лежка Лесовичок: Вы узнали, чей домик «лежка»? Перед тем как залечь, заяц усиленно путает следы, петляет и прыгает из стороны в сторону (делает сметки). Только окончательно всех запутав, наконец, ложится в продолговатую ямку. В ней заяц прячется от всевозможных врагов, а их у него хватает: волки, лисы, совы, орлы, рыси. (За каждый правильный ответ -1 снежок.) 6 конкурс: «Хвосты» Лесовичок: Животные сладко спят в своих домиках, прикрываясь своими хвостами. Узнайте, чей хвостик? Лиса, заяц, волк, белка, медведь, птица. (За каждый правильный ответ -1 снежок). Ведущий: Лесовичок, никак не можем запутать наших ребят, все они знают! 7 конкурс: «Четвертый лишний» Ведущий: Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Перед вами картинки: какая из них лишняя? Почему? Волк, лиса, заяц, рысь. Дуб, береза, ель, клен. Синица, снегирь, дятел, лебедь. Орех, каштан, желудь, кисть рябины. Сосулька, снежинка, снеговик, радуга. Шапка, кепка, варежки, валенки. Лыжи, велосипед, коньки, клюшка Лыжник, фигурист, футболист, сноубордист. (За каждый правильный ответ -1 снежок). Лесовичок: ребята, сколько у вас уже снежков накопилось! Любите играть в снежки? Давайте поиграем! Физкультминутка «Белые сугробы» Белые сугробы на земле лежат (изображаем сугробы руками) Со снежком ребята поиграть хотят (прыжки, ноги в стороны-вместе, руки на поясе) В теплые ладошки мы снежку возьмем (наклоняются и берут в руки воображаемый снег) Полежит немножко и катать начнем (катаем воображаемый снежный ком) Вот какие вышли чудо-колобки (показываем раскрытые ладошки) Из снежинок белых-белые снежки (держим воображаемый снежок в руках) А теперь ребята их бросать пора Вот какая вышла снежная пора (приседания с имитацией броска правой и левой рукой) Мы снежки бросаем, лепим их опять, Хорошо зимою, весело играть. Ведущий: Лесовичок, я тоже знаю интересную игру, хотите поиграть? 8 конкурс: «Испорченный телефон» (Команды выстраиваются полукругом). Ребята, сейчас, я скажу на ухо первому участнику команды фразу. Тот передаст ее - следующему. И затем последний игрок произнесет вслух, то, что услышал. (За каждый правильный ответ -1 снежок). Зимой температура ниже нуля. Зимой солнце светит, но не греет. Зимой дни короткие, ночи длинные. Зимой люди надевают теплую одежду. Ясное небо к морозу. Кукушка станет куковать - мороза больше не видать. Воробьи дружно расчирикались к оттепели. Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму. Если зима теплая, то лето будет холодным. Чем больше снега на полях, тем богаче будет урожай. Ветер зимой подул с северной стороны - к большому морозу. Белые облака зимой к ветру, синие - к теплу. Лесовичок: Давно я так не смеялся! Ведущий: Зря ты смеялся, забыл, сколько знают наши ребята, они уже умеют читать и писать. Сейчас ты это сам увидишь. 9 конкурс: «Собери слово». (Из разложенных на столе букв, команды собирают 2-4 слова). Зима, лиса, волк, сани, шишка, чаща, лыжи, мороз, горка, лед, ель, ветер. (За каждый правильный ответ -1 снежок). Лесовичок: Да, зря я смеялся, вы много знаете и умеете! А хотите, я еще научу вас как из бумажных заготовок сделать птиц: снегирей, синиц. Мастер-класс: оригами-подарок Лесовичок: Ребята, подойдите к столам. Перед вами заготовки (квадраты из красной и черной, синей и желтой бумаги). Ребята складывают птиц по показу. Ведущий: Очень красивые птички у вас получились. Пусть они пока посидят на столе. Ведь в лесу холодно и мало корма. Подведение итогов: Лесовичок: У меня есть друг-лесник, который охраняет лес и всех его обитателей. Лес – это Дом для братьев наших меньших! Лесник следит за всем происходящим на своем участке леса. Как происходит рубка деревьев, уход за лесными угодьями. Так же обязанность лесника - предотвращение лесных пожаров. А зимой он подкармливает птиц и животных. Ведущий: Ребята, почему нужно беречь деревья? Подкармливать животных и птиц? Что нового сегодня узнали? Какой конкурс понравился больше всего? Какой был самый трудный? Лесовичок, я подсчитала снежки у команд. И их оказалось поровну, поэтому сегодня победила ДРУЖБА! Лесовичок: Здорово! Я вам подарю птичек синичек и снегирей. В группе/классе вы привяжете к ним веревочки и украсите группу/класс. Ну, а мне пора возвращаться домой – в зимний лес.