Меню - Вестник дошкольного образования
Выпуск № 56 (131) 2021

Кириллина Г.А. Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема «Дикие животные»

Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные», формировать грамматический строй речи, расширять кругозор.
2. Коррекционно-развивающие: повышать речевую активизацию детей, развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям, мышление, память, творческую инициативу и поисковую активность.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие.
Оборудование: карточки с изображением животных, аудио-запись звуков весеннего леса, покрывало-«ковер-самолет», картинки с изображением сюжета сказки В. Сутеева «Живые грибы», массажный мячик, «елка» с «шишками»-загадками, магнитная доска.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций диких животных; чтение литературы; просмотр мультфильма «Мешок яблок», чтение рассказа «Живые грибы» (по сказке В.Г. Сутеева), презентации «Кто живет в лесу?»; разгадывание загадок.
Ход занятия:
Я предлагаю вам путешествие в весенний лес! И полетим мы туда очень необычным способом – на сказочном ковре-самолете! (дети рассаживаются на импровизированном ковре-самолете и закрывают глаза руками)
Раз-два-три-четыре-пять, надо глазки закрывать
Глазки крепко закрываем. Осторожно! Мы взлетаем!
Мы летим в весенний лес- полный сказочных чудес!
Раз-два-три-четыре-пять – глазки можно открывать!
Воспитатель включает аудиозапись, обращает внимание детей на звуки весеннего леса и предлагает им сесть на стулья.
- Ребята! Сегодня нам с вами предстоит интересная работа: мы вспомним всё, что учили с вами о диких животных. Прошу вас сосредоточиться и быть очень внимательными! Для начала давайте немного разомнем наш язычок - ему предстоит большая работа!
Речевая гимнастика - Чистоговорки
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь
Посмотрите: в нашем лесу растет елочка, а на ней много красивых шишечек! Давайте-ка посмотрим, что за шишечки? (шишки снимаются с елочки, на них – загадки)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)
В клубок свернется, а взять не дается.
Сердитый, колючий, не трогай лучше! (еж)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
- Где живут все эти животные? Как можно назвать их всех?
Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой заранее вывешены изображения названных животных. Потом просит детей отвернуться – и добавляет картинки с изображением домашних животных.
- Игра «Кто лишний?» Теперь я попрошу вас внимательно посмотреть на доску и сказать: какие животные здесь оказались по ошибке? (на доске вывешены изображения различных диких животных и нескольких - домашних) Объясните, почему вы так считаете?..
А теперь мы с вами вспомним о каждом животном, опищем – какое оно?…- Игра "Да-Нет" – ведущему ребенку дается изображение какого-либо животного. Остальные дети задают вопросы ведущему, называя свойства, характеризующих данное животное. Например: «это он?», «у него длинные уши?» и т.п. Вопрос должен звучать так, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет».
- Мне кажется, вы немного устали. Предлагаю вам отдохнуть! Физминутка «Лесные звери»
У лисички – острый нос.
А еще пушистый хвост
Шубка рыжая лисы – несказанной красоты!
Лиса по лесу похаживает,
Шубку рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Появились ушки.
Заяц прыгнул,
Повернулся,
И под кустиком согнулся.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает (наклоны влево-вправо)
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири») - А сейчас вы сами покажете нашим гостям сказку, которую мы с вами читали – «Живые грибы». И сделаем это с помощью картинок-кадров (дети расставляют на столе картинки в хронологическом порядке, сопровождая показ рассказом)
- Молодцы! А теперь давайте поможем малышам найти своих родителей. Я бросаю мяч и называю детеныша какого-нибудь животного. Вы называете маму и папу этого малыша и бросаете мне мяч обратно.
- Игра с “колючим” мячом “Кто мои родители?” Дети называют: у медвежонка мама медведица, папа – медведь; у волчонка мама волчица, папа – волк; у зайчонка мама зайчиха, папа - заяц…
- А сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто где живет?». Для начала, я хочу вас немного запутать… Послушайте и исправьте мои ошибки:
У белки нора.
У медведя логово.
У бобра норка.
У волка берлога.
У ежа хатка.
У лисы дупло.
У белки дупло.
У медведя берлога.
У бобра хатка.
У волка логово.
У ежа норка.
У лисы нора.
Итог занятия (рефлексия)
Итак, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Где мы с вами оказались, куда прилетели? Какое время года наступило? Скажите, пожалуйста, каких животных мы сегодня изучали с вами на занятии? Почему их называют дикими? Отлично! Вы большие молодцы!
Нам пора возвращаться в детский сад. Полетим?...