Меню - Вестник дошкольного образования
Вестник ДО / Меню
Выпуск № 56 (131) 2021

Семенюк О.Л. Конспект обзорной экскурсии по музею старинных вещей (музейная педагогика) на тему «Преданья старины глубокой»

Возрастная группа – 6-7 лет
Образовательная область – познавательное развитие
Цель: создание условий для приобщения детей к традиционной народной культуре.
Задачи:
Образовательная задача – расширить знания детей о традиционном укладе жизни русского народа через ознакомление детей с экспонатами музея старинных вещей.
Развивающая задача – развивать мышление, память, внимание, умение высказывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательная задача – формировать интерес к изучению истории и культуры народа. Воспитывать чувство гордости за свое Отечество.
Оборудование: музейная комната: макет деревенского дворика; старинные вещи: крынка, рубель, самовар, чугунок, коромысло, платки, рушник, деревянная посуда, корзины, самотканая скатерть, гармонь, трещотки; копии старинных вещей (макеты): русская печь, лопата для печи, кочерга, ухват, грабли, вилы, коса, поленница, пила, козлы, прялка, веретено, балалайка, зыбка, кросна и т.д.; иллюстрации из альбома «Преданья старины глубокой» посуда для чаепития, столы, скатерти.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: чтение книг о традиционном укладе жизни русского народа, рассматривание иллюстраций, отдельных экспонатов Музея старинных вещей, беседы, чтение р. н. сказок.
Ход экскурсии
1.Организационная часть.
Перед тем, как войти в музейную комнату, дети (10-12 человек) выстраиваются перед дверью музея. Педагог обращается к детям:
- Ребята, мы с вами живем в 21 веке. В век технических открытий, в век цифрового телевидения, компьютеров, Интернета. Вы все - современные люди: умеете обращаться с сотовым телефоном, компьютером, большинство из вас живет в многоэтажных домах со всеми удобствами, многих из вас привозят в сад на личных автомобилях. Но всегда ли была такая жизнь? (ответы детей)
- Вот сегодня мне бы хотелось попутешествовать с вами во времени. Представьте, что мы с вами вернулись в прошлое, на сто – двести лет назад. Комната за этой дверью поможет нам совершить такое путешествие в прошлое.
2. Основная часть.
1) Открывается дверь, и дети попадают в музей старинных вещей.
- Вы догадались, куда мы с вами попали? Правильно, в музей старинных вещей.
Воспитатель подводит детей к макету деревенского дворика.
- Ребята наши предки сто лет тому назад так же, как и мы, трудились, растили детей, готовили пищу, веселились по праздникам, но все это происходило несколько иначе. Большинство людей жили в деревянных домах, которые назывались избы. В этих домах не было ни света, ни отопления, ни водопровода, ни газа, ни электричества.
Но люди в те далекие времена, не смотря на отсутствие таких удобств, жили не плохо. В деревянных домах в летний зной было прохладно, а зимой было тепло. А сейчас, ответьте мне на вопросы. Как же обогревали свои жилища люди в холодное время года? (ответы детей)
- Правильно они заготавливали дрова и топили ими печь. Обратите внимание на эти предметы – это поленица, это козлы, это топор, это пила.
Идет более подробно беседа о назначении данных предметов с мальчиками.
- А чем же освещали дома в темное время суток? (ответы детей)
- А где брали воду? (ответы детей)
- Носили воду на вот таком коромысле, так было удобнее и легче, и меньше расплескивалась вода (показ)
Педагог обращает внимание на время года отраженное на макете.
- По каким признакам вы сделали такой вывод? (ответы детей)
- Ребята, раньше люди жили натуральным хозяйством. Это значит, что они сами производили все, что им было нужно для жизни: сами выращивали, пшеницу и рожь, из которой получали… (ответы детей); выращивали картофель, овощи; собирали грибы, ягоды; рыбачили, охотились; держали много домашних животных, от которых получали… (ответы детей); сами выращивали хлопок и лен, из которых ткали (ответы детей).
- В магазин, в торговую лавку, ходили редко, разве что за сахаром да солью, потому что все было свое. А если были излишки, то продавали или менялись товаром на ярмарках, которые устраивали по праздникам.
2) Дети переходят к следующему витражу.
-А сейчас я загадаю вам загадку: «Стоит бабушка вся белая, лето придет - не глядят на нее, зима настанет – обнимают ее» (ответы детей)
- Ребята, русская печка - это главный предмет в домах наших предков которые жили и 100, и 200, и 300лет тому назад. Она и кормила, и согревала, на ней спали, и даже купали в остывшей печи младенцев (показ)
- А что это за предметы, и для чего они нужны? (ухват, кочерга, лопата) (ответы детей)
Педагог уточняет ответы детей.
- А как вы думаете, сто лет назад была посуда? (ответы детей)
- А из каких материалов делали посуду? (ответы детей)
Воспитатель показывает деревянную и глиняную посуду, крынку, чугунок, корзины.
- А для чего был нужен этот предмет?
Воспитатель показывает на зыбку (ответы детей)
3) Дети переходят к витражу с текстилем.
- Мы с вами уже сказали, что хлопок, лен нужны для изготовления ткани. Изо льна и хлопка делали ткань вот на таких старинных ткацких станках, которые назывались кросна (показ). Из ткани раскраивались и шились рубашки и сарафаны – традиционная народная одежда.
Девочки рассматриваются несколько видов юбок, сарафанов, женских головных уборов.
- А что же делали из шерсти? (ответы детей)
- Чтобы связать теплые вещи, необходимо сначала спрясть пряжу. Для этого использовали прялку и веретено (показ), а из готовых ниток вязали носки, варежки, шали.
Дети рассматривают старинные платки, вышитые салфетки, рушники, коврики.
- Каждая девушка должна была уметь ткать, шить, вязать, вышивать.
- А еще из шерсти валяли валенки, самый теплый и экологически чистый вид зимней обуви.
- А как стирали одежду? И чем же гладили ее? (ответы детей)
- Стирали одежду в корыте на руках, полоскали на речке. А гладили рубелем (показ)
4) - Ребята, наши прапрабабушки и прапрадедушки не только умели работать, но и отдыхать, хотя выходных дней у них было гораздо меньше.
Дети переходят к экспозиции народных музыкальных инструментов.
- Как вы думаете, как веселились, как праздновали народные праздники наши
предки? (ответы детей)
На праздники молодежь откупала большую избу. Собиралась там на вечерки. Девушки и парни пели, плясали, играли. Назовите, какие народные музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей)
Дети рассматривают инструменты: гармошку, балалайку, трещотку, деревянные ложки, рожки, дудочки. Воспитатель демонстрирует, как звучат некоторые инструменты, предлагает попробовать детям наиграть мелодию р. н. песни, используя деревянные ложки, трещотку, бубенцы, дудочки.
5) Рефлексия
- Ребята надеюсь, что вы узнали много нового о том, как жили наши предки - наши прапрабабушки и прапрадедушки. Скажите сейчас, как вы думаете, какими они были? (ответы детей)
- Действительно, они были очень трудолюбивыми. Бережно относились к матушке-земле, потому что знали, что земля их кормилица. С почтением относились к старикам, воспитывали и заботились о своих детях. И нам надо многому поучиться у них и многое перенять. А еще они были очень хлебосольны и гостеприимны, не отпустят гостя, пока не накормят. Вот и я на правах хозяйки приглашаю вас почаевничать со мной.
3. Чаепитие.
За шторками накрыт стол с самоваром, сушками, бубликами, тульскими пряниками или блинами. Дети моют руки и садятся за столы. Во время чаепития воспитатель напоминает о правилах поведения за столом, рассказывает о традиции семейного застолья, о блюдах русской кухни.
После чаепития детям дается некоторое время для более детального рассматривания тех экспонатов, которые их больше всего заинтересовали. Девочки могут примерить русские сарафаны, кокошники, покачать куклу в зыбке. Мальчики могут рассмотреть, взяв в руки, миниатюрные копии предметов деревенского быта: кочергу, ухват, вилы; покрутить ручку колодца, сложить поленницу.
4. Заключительная часть.
- Ребята сегодня мы побывали благодаря нашему музею старинных вещей в прошлом. Вы могли увидеть и потрогать своими руками предметы быта, которыми пользовались наши предки. Но вы можете быть не только посетителями нашего музея, но и его создателями. У меня есть к вам просьба. У некоторых сохранились старинные вещи, они лежат у бабушек в сундуках, их никто не видит, ими не пользуются. Принесите эти вещи в наш музей, и они заживут новой жизнью, а может кто-то из вас своими руками сделает вместе с родителями что-то для нашего музея. Мы будем очень благодарны вам.
(Организация в ДОУ Музея старинных вещей и разнообразные формы деятельности по приобщению детей к традиционной народной культуре, с одной стороны - могут сформировать у детей устойчивый интерес к изучению истории своего народа, а с другой стороны - помочь сплотить коллектив педагогов, детей и их родителей)
Биографический список
1.       Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. -3-е изд. – М.: Мозайка-Синтез, 2015.
2.       Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Спб: «Детство – Пресс» С-Петербург, 2010.